Высшая школа делового администрирования
Конференции
Апрель 2023

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Панфилова Елена Александровна
учитель иностранного языка
КОУ ВО "ЦЛПДО", г. Воронеж

Проблема сохранения окружающей среды встала перед человечеством не сегодня и даже не вчера. И с каждым годом экологическая проблема взаимодействия человека и природы становится всё острее и острее. Решать её необходимо, формируя экологическую культуру и нравственное сознание, начиная с самого детства. Современному школьнику жить завтра, поэтому экологическое направление в воспитательном процессе сегодня — одно из приоритетных.

Задача школы состоит в том, чтобы сформировать достаточный объем знаний по экологии, способствовать приобретению навыков компетентного анализа явлений природы. Реализации этих задач способствуют не только уроки естественно-научного цикла, но и уроки иностранного языка.

Учебный предмет «иностранный язык» располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности. Воспитательный опыт разных народов располагает бесценными экологическими традициями, не утратившими своей актуальности и в современных условиях. На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:

- формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;

- воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;

- включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;

- развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.

Для успешного природоохранительного просвещения учащихся необходимо использовать на уроках наряду с общепринятыми и нетрадиционные активные формы обучения и воспитания.

Задачам экологического воспитания школьников в общеобразовательной школе на уроках иностранного языка уделяется определенное внимание уже много лет. Однако материалы УМК не дают возможности широкого обсуждения проблем, связанных с экологией, ввиду ограниченного объема языкового и речевого материала. Экологическое образование школьников через предмет «иностранный язык» может осуществляться путем дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. В начальной школе уроки по темам «Животные», «Еда и покупки», «Города и села», «Путешествие», в среднем звене изучаем темы «В здоровом теле - здоровый дух», «Защита окружающей среды», «Национальные парки» и другие также имеют прямую связь с целями и задачами экологического образования. Важно, чтобы учитель умел модифицировать предложенные темы, самостоятельно связать, дополнить тематику уроков экологическим содержанием для формирования правильного отношения учащихся к окружающему миру. На разных этапах обучения уровень разработки экологической проблематики будет существенно отличаться: на начальной ступени это отдельные ее фрагменты, на среднем и старших она присутствует в расширенном объеме, что позволяет решать поставленные задачи на более высоком уровне.

В качестве одной из форм работы на уроках мы широко применяем компьютерные презентации, которые можно использовать в качестве отличного инструмента для развития мотивации при изучении английского языка и для более продуктивного усвоения учебного материала. Применение компьютерной техники делает урок не только ярким и увлекательным, эмоционально и информационно насыщенным, по-настоящему современным, но и позволяет выбрать самый лучший вариант обучения. Кроме того, разучивание стихов, песен, пословиц, разгадывание загадок и кроссвордов в классах помогает расширению словарного запаса по экологической тематике. Задание на соотнесение английских пословиц их русским эквивалентам развивает языковую догадку и обогащает словарный запас.

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающую систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природопользования. Возможности комплексного воспитания экологической культуры школьников средствами иностранного языка позволяет учащимся повысить уровень практического владения иностранным языком, развить навыки работы над ним и более полно реализовать его функции как средства общения.