воспитатель
МАДОУ "ЦРР-детский сад № 11" Пермский край, г. Кунгур
Аннотация: Настоящая статья отражает актуальность воспитания у детей основ здорового образа жизни, начиная с младшего дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на приобщении детей к правильному питанию как залогу крепкого здоровья и иммунитета. Кроме того, отводит большое внимание организации просветительской работы с родителями воспитанников, ссылаясь на то, что любые привычки, хорошие или плохие, берут свое начало именно в семье.
Ключевые слова: здоровье, ожирение, сотрудничество, правильное питание, фрукты, овощи.
Одной из ключевых проблем современного общества является воспитание здоровой нации. В последнее время мировая статистика здравоохранения позволяет нам наблюдать такую картину: в Европейском регионе ВОЗ наиболее остро стоит проблема неинфекционных заболеваний. Среди ведущих факторов риска их развития можно выделить избыточную массу тела, вызванную перееданием, а также чрезмерно низкой физической активностью и малым содержанием в рационе овощей, фруктов и цельного зерна. Таким образом, в среднем по Европейскому региону каждый третий ребенок дошкольного возраста имеет избыточную массу тела или страдает ожирением. Как показывают исследования, более 60% детей, страдающих лишним весом до полового созревания, не могут избавиться от него и во взрослой жизни.
Таким образом, проблема правильного питания – одна из первостепенных в дошкольном возрасте, ведь то, что нам привили с детства, остается с нами на всю жизнь. Порой, вызывает недоумение поведение современных родителей: вместо отварного куриного мяса они подают малышам к ужину магазинные нагетсы, вместо каши на завтрак – бутерброд с колбасой сомнительного качества, вместо сока или морса – сильногазированные напитки. Смущает, в первую очередь то, что это становится не исключением, а правилом, стандартным меню дошкольника.
Давно доказано, что правильное питание – фактор, во многом определяющий полноценное развитие ребенка. От него напрямую зависят не только физические составляющие, такие, как рост и вес, но и эмоциональное состояние малыша. Кроме того, правильное, сбалансированное питание, учитывающее физиологические потребности растущего организма, способно повысить его устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды, укрепить иммунитет и воспрепятствовать различным заболеваниям.
Учитывая, что дети в силу возрастных особенностей не способны самостоятельно оценить пользу того или иного продукта, а также меру его возможного употребления, то ответственность за детское питание полноценно несут взрослые, окружающие его. Принимая во внимание, что многие родители не способствуют формированию правильного рациона питания в семье, детский сад принимает на себя обязательства по приобщению детей к ЗОЖ, расширяя их представления о значимости тех или иных продуктов для организма.
Период дошкольного детства – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.
Итак, правильное питание – это четко сбалансированный, грамотно распределенный по времени и количеству прием пищи, в котором соблюдено необходимое организму количественное соотношение калорий, питательных веществ и витаминов.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы лишь вводим в их обиход понятие «здоровая пища», это происходит в основном путем вызова у них положительных эмоций во время приема пищи.
Недавно нами был реализован проект «Фрукты и овощи». Поводом к его разработке послужили жалобы со стороны родителей, обеспокоенных тем, что дети мало употребляют в пищу овощей и фруктов.
Благодаря грамотно выстроенной работе дети не только проявили интерес к этим продуктам питания, но и получили представления об их многообразии, местах их произрастания, узнали о пользе и способах употребления в пищу. Для привлечения внимания детей к пользе овощей и фруктов помимо познавательных бесед и занятий мы использовали разные формы работы: чтение сказок, организацию творческих мастерских (рисование, лепка, аппликация), исследовательских лабораторий (рассматривание и сравнение тех или иных овощей и фруктов), кулинарных дебатов (дегустации кусочков овощей и фруктов), дидактические, пальчиковые, сюжетно - ролевые и подвижные игры, где красной нитью была обозначена идея о важности и пищевой ценности овощей и фруктов.
Помимо глубокой работы с детьми велось и активное просвещение родительской общественности. Для них разработаны памятки, консультации, папки – передвижки по теме приобщения детей к здоровому питанию.
В ходе реализации проекта мы отметили: для многих родителей стало открытием, что привлечь внимание детей к составляющим правильного питания можно без нудных нравоучений и требований съесть «хоть кусочек», а просто, подключив фантазию и смекалку. Так, многие взяли на вооружение хитрости такого плана: подмешивать брокколи или шпинат в картофельное пюре для придания ему необычного оттенка, использовать элементы карвинга и оформлять блюда в форме каких - любо предметов или даже сюжетов.
Большая часть родителей была искреннее удивлена тому, что употребление продуктов синтетического происхождения часто становится причиной возникновения хронических заболеваний: пищевой аллергии, бронхиальной астмы, дерматитов, кишечных расстройств.
Благодаря активной пропаганде здорового питания в ходе реализации проекта в семьях воспитанников значительно возросло количество употребления в пищу фруктов и овощей не только детьми, но и самими родителями.
Таким образом, настоящий проект лишний раз доказывает важность интегрированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, а также просветительской работы среди их родителей.
В заключение отметим, что нам, как педагогам, следует помнить о том, что здоровье наших воспитанников определяет здоровье нации в будущем. Наша первостепенная задача состоит и в том, чтобы напомнить об этой ответственности и родителям, помочь им в решении важных вопросов сохранения и укрепления здоровья их детей, а также сформировать желание соблюдать принципы здорового образа жизни в семье. Лишь только совместными усилиями мы сможем создать необходимые условия для гармоничного развития наших детей.
Список информационных ресурсов:
1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века. - М.: АРКТИ 2010.
2. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. Под. Ред. З.И. Бересневой. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.
3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
4. Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160.