Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Микрюкова И.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ФГОС

Микрюкова Ирина Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5

Библиографическое описание: Микрюкова И.Н. Современные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие ФГОС // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

«Любая деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство
основано на интуиции, технология на науке. С искусства всё начинается,
технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
В.П. Беспалько

В настоящее время школа нацелена на достижение современного качества образования. Задача современной школы - формирование человека, совершенствующего себя, способного принимать решения самостоятельно и отвечать за эти решения, находить пути реализации, творческого человека в широком смысле этого слова. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Слова Л. Н. Толстого “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…“ актуальны и сейчас. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий, ориентированных на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Проблемой педагогических технологий занимались: Г.К.Селевко, В.П.Беспалько, И.П.Волков, В.М.Монахов и другие.

Существует несколько определений педагогической технологии.

Б. Т. Лихачев дает такое определение: «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса».

И.П. Волков дает такое определение: «Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».

В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

ЮНЕСКО – «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Иначе говоря, технология – это последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата.

Сегодня насчитывается множество образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, по подходам к ребёнку и т.д.

Среди многообразия современных образовательных технологий наиболее актуальны в условиях реализации требований ФГОС, и их можно использовать в работе с учащимися начальной школы:

ü Технология развивающего обучения

ü Игровые технологии

ü Информационно – коммуникационная технология

ü Здоровьесберегающие технологии

ü Проектная технология

ü Технология развития критического мышления

ü Технология проблемного обучения

ü Модульная технология

ü Технология мастерских

ü Кейс – технология

ü Технология интегрированного обучения

ü Педагогика сотрудничества.

ü Технологии уровневой дифференциации

ü Групповые технологии

Каждый педагог ищет эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся, Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял, тогда и скучать будет некогда.

Для планирования современного урока учитель должен использовать разные педагогические технологии. Данные технологии или их элементы дают возможность более эффективно использовать учебное время, повышают активность учащихся, делают урок интересным. Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса:

• от общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока;

• от отобранного учителем содержания учебного материала;

• от уровня развития учеников, возможностей и возрастных особенностей;

• от роли методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности:

• от материальной оснащенности образовательного учреждения;

• от времени.

Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных педагогических технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования, нацеленных на достижение основных ожидаемых результатов образования.

Таким образом, применение новых педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, увеличения числа обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных конкурсах, а главное, повышается качество обучения. Как следствие, имеет место повышение качества знаний. Но не стоит также забывать высказывание «Всё новое – это хорошо забытое старое», поэтому будет самым оптимальным использовать в постоянной взаимосвязи традиционные и современные педагогические технологии, чтобы они дополняли друг друга.

Библиографический список

1. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

2. Коджаспирова Г. М. «Педагогический словарь» - М: «Академия», 2003.

3. Коротаева Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников» М.: Сентябрь, 2013.

4. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

5. Поташник, М.М. «Требования к современному уроку» - М: «Центр педагогического образования», 2013.

6. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» Учебное пособие М., Народное образование, 1998.