Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ТАТАРСТАНА

Заляева Резеда Рашидовна
Педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Заречье»
Кировского района города Казани
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ТАТАРСТАНА
На сегодняшний день особую актуальность приобретают занятия различными видами художественного творчества, о чем красноречиво свидетельствует рост количества центров и студий по обучению живописи, скрапбукингу, лепке из полимерной глины, пластики, декупажу, батику и другим направлениям художественной деятельности для взрослых и детей. Средства массовой информации также пропагандируют ценность занятий художественным творчеством – телевизионные программы и интернет-порталы по обучению дизайну и рукоделию набирают все больше почитателей среди детей и подростков. И эта ситуация, на наш взгляд, не случайна – сложно переоценить значение художествено-творческой и эстетической деятельности в развитии подрастающего поколения. Работая с красками, карандашами, клеем, пластилином, ребенок учится создавать продукт, способный украсить этот мир, а значит созидать, что приобретает особую актуальность в современном обществе, заточенном на потреблении готовых продуктов.
Особую ценность созидательная деятельность детей и подростков приобретает, когда результаты и продукты творчества призваны украсить и изменить к лучшему окружающий мир: родную улицу, район, город... Развитие творческого начала детей в рамках воспитания активной гражданско – патриотической позиции, несомненно, способствует формированию активной творческой личности подрастающего поколения Татарстана.
На сегодняшний день этот вопрос кажется весьма актуальным. Наш город Казань прочно завоевал звание третьей столицы России, ежегодно привлекая миллионы туристов, желающих познакомиться с историей и культурой татарского народа. Создание городской и туристической инфраструктуры, сохранение и возрождение объектов архитектурно-исторического наследия, разработка и внедрение новых туристических продуктов, создание принципиально новых арт-проектов - эти задачи выходят сегодня на первый план как в городском, так и республиканском масштабе. И их решение теснейшим образом связано с приобщением к богатому историческому и культурному наследию юных граждан республики, воспитанию патриотизма и чувства ответственности за судьбу своей Родины.
Большим потенциалом в этом плане обладают учреждения дополнительного образования, способные не только вооружить учащихся багажом знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой, но и сформировать целый комплекс личностных и социальных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.
С этой целью автором была разработана программа по приобщению детей и подростков объединения художественной направленности к культурно – историческому наследию Татарстана. Программный материал имеет ярко выраженный культурологический аспект - учащиеся изучают историю и культуру родного края в различных аспектах: знакомятся с татарским декоративно-прикладным искусством, национальными музыкальными инструментами, архитектурным богатством родного города, известными представителями литературы, изобразительного, музыкального искусства (Г.Тукай, А.Алиш, Н.Фешин, Б.Урманче, И.Шишкин, Ф.Яруллин, Р.Нуриев и др). Занятия предполагают знакомство с произведениями известных художников, скульпторов, архитекторов, дети учатся изучать произведения искусства, выявлять особенности стиля. Региональный компонент представленного методического пособия проявляется в расширении знаний детей о культуре, искусстве татарского народа, создании графических, пластических, аппликативных, интегрированных работ на данную тему. Данный учебный материал имеет практическую направленность - учащиеся создают творческие работы и проекты на базе богатого культурно-исторического наследия Татарстана, что способствует не только раскрытию творческой способностей учащихся, но и формированию чувства патриотизма, национального самоопределения и активной гражданской позиции.
Содержание программного материала ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование активной гражданской позиции, воспитание патриотизма и чувства национального самосознания.
Можно условно предусматривать следующие направления работы и программного содержания соответственно:
Фольклорно - историческое – знакомство учащихся с историей, основными историческими событиями в истории Татарстана и Казани, праздниками и традициями в татарской культуре.
Практическая деятельность: создание творческих работ: «Кот казанский», «Прекрасная Сююмбике», «Веселый сабантуй».
Декоративно-прикладное – знакомство учащихся с татарским национальным костюмом и декоративно-прикладным искусством татар, изучение национального орнамента (посещение тематической выставочной экспозиции: посещение экспозиции татарского костюма в Государственном историческом музее РТ или Музее изобразительных искусств РТ, посещение фабрики по производству национальной татарской обуви в г. Арск).
Практическая деятельность: создание творческих работ: «Татарский национальный орнамент», «Декоративное оформление калфачка», «Декоративное оформление фартука», «Татарские ичиги», «Костюм для Сююмбике».
Необходимо отметить вариативность выбора вида изобразительной деятельности в зависимости от умений учащихся – декоративное рисование, декоративная аппликация, роспись по керамике, роспись по стеклу, тестопластика…. Освоение этого программного блока происходит как на репродуктивном уровне, когда учащиеся составляют орнамент с применением шаблонов, так и на творческом, когда учащиеся самостоятельно составляют оригинальную орнаментальную композицию.
Литературное – знакомство учащихся с произведениями известных татарских поэтов и писателей, знакомство с книжной графикой по произведениям авторов, посещение театральных постановок, созданных по мотивам изучаемых литературных произведений (посещение музея – комплекса «Кырлай», просмотр театральной постановки «И, кызык Шурале» («О, забавный Шурале») в Татарском государственном театре "Экият, просмотр театральной постановки в ТЮЗе «Пчелка Нечкебиль». Практическая деятельность: создание творческих работ: «Шурале», «Пчела и оса», «Козел и баран» по мотивам произведений Г.Тукая; создание творческих работ «Нечкебиль», «Кто всех сильней?» по мотивам произведений А.Алиша; «Красная ромашка» по мотивам творчества М.Джалиля. Техника исполнения работ, изобразительный материал в большинстве случаев выбирается учащимися в соответствии с задуманным художественным образом и смысловой нагрузкой создаваемой работы.
Изобразительное – знакомство учащихся с известными художниками, скульпторами Татарстана: изучение творчества, посещение выставочных экспозиций, (выездная экскурсия в дом-музей художника И.И.Шишкина в г. Елабуга, посещение выставочной экспозиции И.И. Шишкина в музее изобразительных искусств РТ (Казань), посещение выставочных экспозиций Н.Фешина и Б.Урманче в галере «Хазинэ», знакомство со скульптурной композицией Б.Урманче в историко-культурном комплексе «Кырлай»); творческие встречи с художниками, представителями профессий изобразительной направленности.
Практическая деятельность: создание творческих работ: «Милый сердцу уголок» по мотивам творчества И.И. Шишкина; «Портретная живопись» по мотивам творчества Н.Фешина, «Мой край родной» по мотивам творчества Б.Урманче, мастер-классы с приглашенными художниками, народными мастерами.
Архитектурное – знакомство учащихся с основными архитектурными достопримечательностями Казани и республики и историей их создания: Кремль, Благовещенский собор, Башня Сююмбике, дом Кекина, особняк З.Ушаковой (национальная библиотека), Театр оперы и балета, особняк Д.Лихачева (ГМИИ РТ), Зилантов монастырь, мечеть Кул –Шариф, Храм И.Ханова и др. достопримечательности столицы; историко – архитектурные комплексы «Свияжск», «Великий Болгар» (пешеходные и выездные экскурсии, путешествия – квесты).
Практическая деятельность: создание творческих работ: «Мой родной город», «Мой Татарстан», «Наш Кремль белокаменный», «Люблю тебя, Казань!», дизайн-проект «Подарок родному городу»; самостоятельное создание компьютерных презентаций об архитектурных сооружениях города (конкурс компьютерных презентаций «Вот эта улица, вот этот дом!»).
Техника исполнения творческих работ: аппликация из бумаги, картона, бумагопластика, графика, живопись, интегрированная работа; выполняются индивидуально и в мини-группах.
Музыкальное – знакомство учащихся с татарскими национальными инструментами, музыкальным наследием Татарстана: балетом Ф.Яруллина «Шурале», творчеством Н.Жиганова, творческим наследием Р.Нуриева (просмотр балетной постановки Ф.Яруллина «Шурале», оперы-поэмы Н. Жиганова «Джалиль» в Театре оперы и балета им. М.Джалиля). Практическая деятельность: создание творческой работы «О чем поет курай?», выполнение творческих работ по мотивам изученных музыкальных произведений.
Исходя из поликультурного подхода, эффективного и актуального на сегодняшний день, возможна интеграция различных видов искусств в рамках одного занятия. Более того, на представленных творческих занятиях рекомендуется музыкальное сопровождение (запись татарской народной музыки, инструментальная музыка, музыкальные отрывки из изученных произведений).
Внеклассные мероприятия, проекты. Система дополнительного образования уникальна также большой вариативностью в организации внеклассной, досуговой работы. Викторина, квест, фотоконкурс, конкурс костюма – арсенал видов внеклассной работы очень богат. Данные мероприятия целесообразно организовывать и проводить по принципу проектных технологий, когда учащиеся самостоятельно или при помощи педагога определяют концепцию мероприятия, создают алгоритм организации, распределяют функции. Весьма эффективна такая форма работы в объединении с разновозрастными детьми первого и последующих лет обучения, когда старшие дети оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении атрибутов и костюмов младшим детям, курируют их деятельность. В этом случае у детей формируются навыки сотрудничества, коллективного творчества.
Большим потенциалом в образовательном и воспитательном плане обладают также внеклассные мероприятия и конкурсы с участием семьи учащихся. Практика показывает, что родители воспитанников с удовольствием участвуют в пешеходных и выездных экскурсиях и конкурсах.
Предлагаемые внеклассные мероприятия: викторина – квест «Знакомый незнакомец» (по творчеству И.Шишкина), фотоконкурс «Мы с Волги, из Казани», квест «Загадки Казанского Кремля», конкурс костюма «Ожившая сказка», семейный конкурс поделок и дизайн-проектов «Сказка к нам стучится» (по мотивам творчества Г.Тукая, А. Алиша).
Реализация представленной программы предполагает различные формы работы, что обеспечивает эффективность усвоения материала и повышение творческой активности учащихся:
обучающее занятие, занятие – путешествие, создание дизайн-проекта, пешеходные и выездные экскурсии, просмотры театральных постановок, тематические конкурсные мероприятия (фотоконкурс, конкурс костюмов, семейный конкурс дизайн-проектов). Необходимо отметить также творческое использование современных технологий (проектные технологии, работа с интернет-ресурсами, создание компьютерных презентаций учащимися, технологии проблемного обучения).
Национальное декоративно-прикладное искусство, современное и культурно - историческое наследие Татарстана – это богатейший пласт, который предстоит открыть и освоить нам и нашим детям. Художественная деятельность учащихся, разработка творческих проектов в данном случае - не самоцель, а лишь способ Развития Активной Созидающей Личности Современного Гражданина.

Посещение выставочной экспозиции в Музейном Центре «Эрмитаж – Казань»

Экскурсия в Зилантов Монастырь

«Зилант». Роспись по керамике.

Найденко Ирина. 10 лет

«Волшебный курай». Роспись по керамике.

Нуруллина Гульназ. 12 лет

«Моя Казань». Алимова Наиля, 7 лет.

«Мой город, моя Казань». Шувалова Даша, 10 лет


Литература:
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
Амиров К. Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник города Казани.– Казань,1995 Асмолова А.Г. Как проектировать учебные универсальные действия в начальной школе. Пособие для учителя. М. “Просвещение”, 2008 г.
Гатина, А. Р. Опыт разработки экспериментального учебно-методического комплекса по художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс] / А. Р.
Из казанской истории. – Казань, 2003 г.
Казань. Времен связующая нить. – Казань, 2005 г.
Колякина В.И. “Методика организации уроков коллективного творчества”, М. “Владос”, 2002 г.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Лисевич М. История Казани глазами эрудитов. – Казань. 2011 г.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007.
Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог – справочник. – Казань, 1993 г.
Республиканская целевая комплексная программа «наследие» («Мирас») – Казань, 1989 г.
Шамси С.. Измайлов И. Волжская булгария в рассказах для детей. – Казань, 1995 г.
Шпикалова Т.Я. Программа “ Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 1–8 классы”, М. “Дрофа”, 2010 г.

Июль 2021