учитель
КОГОБУ ШОВЗ г. Сосновки Вятскополянского района
Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения для обучающихся «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Сосновки Вятскополянского района»
Рассматривая систему трудового обучения, Г.М.Дульнев (8) выделял 5 основных этапов, из которых складывается трудовое обучение: первый-пропедевтический (1-3 классы); второй- профессиональная ориентация (4-5 классы); третий- трудовое обучение (6-8 классы); четвертый этап-профессиональный труд (9 классы), 5 этап-углубленная профессиональная подготовка (10-11 классы).
Исследуя эти этапы, автор был убежден в необходимости длительной практической проверки возможностей школьников обучаться тому или иному виду труда, указывал на то, что данная система должна быть существенно дополнена. Он обращал внимание на необходимость введения профориентировочного этапа между пропедевтическим и профессиональными этапами обучения, где будет проводиться работа по профориентации, т.е. по изучению и практической проверке доступности учащимся той или иной специальности.
В настоящее время подготовка к труду и профориентации учащихся в коррекционной школе складывается из четырех этапов:
1этап. Трудовое обучение в 1-3 классах направлено на всестороннее развитие учащихся и на приобретение ими начальных трудовых умений, где одна из важных задач - подготовка школьников к профессионально- трудовому обучению. Первый этап предусматривает усвоение учащимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, умение работать не отвлекаясь). На этом этапе необходимо формировать у учащихся умения анализировать образец изделия, планировать предстоящую работу, сравнивать изготовленные изделия с образцом. Здесь же решается задача предварительного прогнозирования развития трудовых способностей каждого ученика путем изучения трудовых возможностей. Определяется соответствующий вид труда для обучения в 4 классе. Устанавливается профиль дальнейшего трудового обучения школьника с учетом психофизических данных, глубины и характера дефекта, возможности трудоустройства учащихся. Идет работа по ознакомлению учащихся с видами труда, изучаемыми в данной школе.
2этап. Трудовое обучение на базе профессиональных учебных мастерских в 4-5 классах. На данном этапе еще не ставится задача овладения двигательными трудовыми навыками в основных операциях работы по изготовлению изделий. Исследователи обращают внимание на то, что формирование этих навыков требует длительного времени на упражнения, во время которых конечный результат практической деятельности школьников не завершенная работа по изготовлению изделия, а усвоение правильности и темпа рабочих движений. Безусловно, подобные упражнения снижают интерес учащихся к труду. На данном этапе трудовое обучение решает в основном те же задачи, что в 1-3 классах, но их решение происходит в условиях близких к профессиональному обучению, на более высоком уровне. Здесь важно воспитание у учащихся организационных умений и навыков работы в мастерской (пользоваться машинным оборудованием только по разрешению учителя, убирать свое рабочее место и др.). Особое значение приобретает задача воспитания положительного отношения к труду. Под положительным отношением к труду учащихся коррекционной школы с психологической точки зрения ученые понимают устойчивую общественно значимую направленность личности умственно отсталого ребенка на «определенный вид учебно-трудовой деятельности, в которой на достаточно высоком уровне проявляются такие качества личности, как осознанность, активность и опосредованность, формирующиеся под влиянием внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов». На этом же этапе идет уточнение трудовых возможностей учащихся и завершение профотбора в рамках профессии. Более полное ознакомление учащихся с доступными для выпускников коррекционной школы профессиями и специальностями.
З этап. Профессиональное обучение в школьных мастерских (6-8 классы), где учащиеся овладевают определенными знаниями и профессиональными приемами труда. Практическая деятельность учащихся постепенно приближается к труду рабочего на производстве. На ряду с решением коррекционных задач у школьников развиваются те трудовые умения, которые повышают их самостоятельность непосредственно в условиях работы на производстве. Важно в этот период формировать профессиональные навыки в основном при изготовлении общественно полезных изделий. В этот период учащиеся переходят к более широкому освоению машинного оборудования. В 8-9 классах проводится производственная практика учащихся на базовых предприятиях. Однако в настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением многих предприятий, которые фактически отказываются от приема учащихся на практику, коррекционным школам приходится по возможности оборудовать школьные мастерские производственным оборудованием и проводить практику в стенах школы. На этом этапе идет пропаганда той профессии, по которой ведется обучение. Изучение способностей и наклонностей школьников с задачей их ориентации на труд по более узкой профессии.
4 этап. Завершение трудовой подготовки в 9 классе с производственным обучением. На этом этапе учащиеся овладевают умениями выполнять перечень работ, соответствующий начальной трудовой квалификации. Основной раздел-это производственная адаптация учащихся в производственных условиях и профпропаганда овладеваемой специальностью.
5 этап. Обучение в 10-11 (12) классах с углубленной трудовой подготовкой.
Таким образом, при существующей системе организации трудового обучения уже в 3 классе определяется соответствующий вид труда для обучения в 4 классе, где учащиеся на базе профессиональных учебных мастерских, выбранных для них в 3 классе. Как правило, для учащихся нет свободного выбора в определении вида трудового обучения. В практике коррекционных школ девочки обычно направляются в швейную мастерскую, мальчики- в слесарную, столярную. Начиная обучаться, например, в швейной мастерской в 4 классе, учащиеся продолжают заниматься в ней и в последующих классах и лишь отдельные ученики, которые в виду своих психофизических особенностей не могут продолжать свое обучение в данной мастерской или не хотят обучаться этому виду труда, переводятся в другие. Как правило, большинство учащихся 4 классов с начала учебного года закрепляются для профессионального обучения по одному из видов труда, без предварительной проверки доступности данного вида труда. Еще в 70 -х годах в некоторых школах были попытки проводить обучение учащихся в разных мастерских. В этих школах 4 классы стали рассматриваться как профессионально-ориентировочные. Путем практической проверки только к концу учебного года определялась та или иная направленность в профессионально - трудовом обучении каждого ученика.