Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2021 (№ 17-31)

Микоян А.С. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОСТУДИЯ «ЭКСПРОМТ»

Библиографическое описание:
Микоян А.С. Современные технологии, применяемые при работе с одаренными детьми начальной школы в рамках реализации программы дополнительного образования «Изостудия «Экспромт» // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

Моя миссия как учителя технологии и изобразительного искусства, преподающего так же и внеурочную деятельность – создать такие условия, чтобы ученик на занятии был деятелем, творцом, чтобы каждое занятие было направлено не только на достижение предметного и метапредметного результата, но и на всестороннее развитие личности, «уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» (ФГОС). [3, с. 3]

В классах, где я работаю, есть одаренные дети (7,5%). К группе одаренных детей я отношу обучающихся, которые имеют более высокие по сравнению со сверстниками интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, имеют доминирующую, активную, не насыщенную познавательную активность, испытывают радость от умственного труда.



Успешность детей возможна тогда, когда они активно вовлечены в разнообразные виды деятельности. Для достижения эффективности необходимо, прежде всего, создание положительной эмоциональной атмосферы, понимание каждой конкретной личности с её особыми проблемами, что наиболее успешно возможно реализовать в рамках внеурочной деятельности или программ дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Изостудия «Экспромт» под моим руководством реализуется в школе «Кристалл» уже 10 лет. В основе ее реализации лежит системно - деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и их возраста. Индивидуализация же образовательного процесса заключается и в комплексном подходе к образованию личности на основе освоения различных способов деятельности в рамках среды школы и возможностей социума. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Применение современных образовательных технологий на занятиях, таких как технология активных методов обучения, технология модерации, позволяют организовывать занятия практической направленности, в игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению и рефлексии.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, путешествия, виртуальные экскурсии, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. По опыту работы можно сказать, что «общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе» [2, с. 109].



Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

В учебном процессе развитие ребёнка я рассматриваю как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, «уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности» [4, с. 8].

Учащиеся в процессе усвоения программных требований получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Многоплановая работа помогла добиться определенных результатов в работе с одаренными детьми. Создание индивидуальных образовательных маршрутов позволили учащимся достичь определенных успехов в различных творческих конкурсах. Мои ученики являются победителями и призерами конкурсов разного уровня.

Динамика количества творческих работ учащихся



В таблице представлены достижения за последние три года.

Конкурс

Учащийся

Результат участия

Международный конкурс детского творчества «Мастерица осень»

Сумец Василиса

Диплом 1 место

Международный конкурс детского рисунка «Осень глазами детей»

Ютрина Кристина

Диплом 2 место

Жадаева Дарья

Диплом 1 место

II Международный конкурс детского рисунка «Зима глазами детей»

Жадаева Дарья

Диплом 2 место

1 Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Свобода творчества»

Нагаева Анастасия

Диплом 3 место

Всероссийский конкурс изобразительно-художественного творчества «Краски весны»

Жадаева Дарья

Диплом

победителя

1 место

Ютрина Кристина

Диплом

2 место

Всероссийский конкурс детского рисунка «Зимняя сказка»

Шарова Юлия

Лауреат

Жадаева Дарья

Диплом 1 место

XI Всероссийский конкурс рисунков «Волшебная кисть»

Сумец Василиса

Диплом

Победителя

1 место

Жадаева Дарья

Диплом

Победителя

2 место

Международный конкурс детского рисунка «LOOK and LEARN»

Шарова Юлия

Сертификат участника

Межрегиональный творческий конкурс «Возродим Русь святую!» в рамках Арских чтений Номинация «Изобразительное искусство»

Жадаева Дарья

Диплом

3 место

I Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Виктория»

(очный тур г. Тольятти)

Шарова Юлия

Диплом

Лауреата

1 степени

Международный конкурс детского творчества «Такие разные бабочки» г. Санкт-Петербург

Кирюхина Алиса

Диплом

победителя 1 место

Всероссийский творческий конкурс

«Здравствуй, осень золотая!»

Жадаева Дарья

Диплом

1 степени

Всероссийский творческий конкурс

«Минувших лет живая память»

Ютрина Кристана

Диплом

победителя

1 степени

Всероссийский конкурс весенний рисунков и фотографий «Весенняя палитра» г. Красноярск

Кирюхина Алиса

Диплом

1 место

I Окружной конкурс

«Моя вселенная по имени Русь»

Кирюхина Алиса

Грамота

1 место

Жадаева Дарья

Грамота 3 место

Шарова Юлия

Грамота

Международный конкурс

«Красота Божьего мира 2019»

Кирюхина Алиса

Победитель Регионального этапа

Международный многожанровый конкурс «Мирное небо» (г. Москва)

Шарова Юлия

Диплом

Лауреата

1 степени





Тем, кто работал с одаренными детьми знают, что такой «ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия» [1, с. 676]. Очень важно, выявив одаренного ученика, установить с ним сотрудничество, применять такие формы работы и методы, которые помогают и развивают его какое-то особое отношение к жизни. Ведь одаренные дети – это особый мир, и мы, учителя, обязаны приоткрыть дверь в этот мир. Важно помнить: чем раньше начата работа с одаренным ребенком, тем полнее и шире раскрывается его талант.

Библиографический список

1. Айрумян Г.С. Педагогическая работа с одаренными детьми/ Г.С. Айрумян, Д.С. Галанина. – Текст: непосредственный// Молодой ученый.-2016.- №1 (105). – С.674-677

2. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: метод. пособие: цели и методы художественного образования / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.: ил. - (Психологическая наука - школе).

3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. – 41с.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).