Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ, РЕСПУБЛИКЕ, СТРАНЕ

Горбовая Надежда Михайловна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 33" г. Воркуты

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С. Лихачева из книги «Заметки о русском»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Это время заложить нравственные основы, которые приведут к воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников-чувства любови к семье, родному городу, краю, стране, гордости за землю, на которой живешь.

В настоящее время государство уделяет особое внимание воспитанию подрастающего поколения с позиции формирования нравственно-патриотического воспитания. В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путин определил стратегические ориентиры воспитания детей: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Эти направления закреплены в нормативных документах: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С 01.09.2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 01. 01.2014 года вступил в действие ФГОС, где основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является — позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства гордости и долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых в разных формулировках и объемах представлены подходы к патриотическому воспитанию.

Надо учитывать возрастные особенности детей и понимать, что чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, к отцу, бабушке, дедушке. При этом важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Семейное изучение своей родословной следует осуществлять в контексте осмысления важных моментов: традиции семьи и национальные традиции; судьбы членов семьи через призму судьбы страны. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории семьи, ее родословной, традиций, культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других семей и народов. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к городу, республике, стране-Родине. Как мы видим, что знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей. Таким образом, наиболее оптимальным построения работы по патриотическому воспитанию дошкольников видится следующая модель: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, республика, страна).

Педагоги нашего учреждения знакомство с городом начинают со знакомства с детским садом, с улицей, на которой живет ребенок или по которой идет в детский сад. Важная задача стоит перед педагогом показать своим воспитанникам, что родной город славен своей историей, традициями, архитектурой, памятниками, площадями, лучшими людьми.

Практика работы педагогов по данному направлению показала, что ознакомление старших дошкольников с родным городом будет для них увлекательным только в том случае, если знания, которые будут передавать им взрослые, они смогут каким-либо образом применить в организованной им деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической и др.). При этом должно быть рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок на ребенка. Формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста представления: об истории; о разнообразии и уникальности природы; о традициях народов, населяющих город; об особенностях архитектуры города.

Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо продумать, какие элементы развивающей предметно — пространственной среды группы, детского сада будут вовлечены. Это могут быть мини-музеи, выставки, уголки и т. д. Важно, чтобы они были доступны и понятны воспитанникам. Организация жизнедеятельности воспитанников по реализации и содержанию работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместной деятельности взрослого и детей; самостоятельной деятельности воспитанников. Решение образовательных задач в рамках первой модели — совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде организационно — образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Организационно — образовательный процесс реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой; двигательной; познавательно-исследовательской; коммуникативной; продуктивной; музыкально-художественной; трудовой; чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у воспитанников внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему образовательные области, где не только социально-коммуникативное развитие, но и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания воспитанников, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Учет возрастных особенностей воспитанников требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы.

Сложность решения педагогических условий воспитания любви к родному городу у старших дошкольников связано, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы. Таким образом, базой для формирования любви к родному городу и стране является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.

Список использованной литературы и интернет - ресурсов:

1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст]/ Н.В.Алёшина. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 246 с.

2.Детский сад: будни и праздники [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/Сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 320 с.

3.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями ДОУ[Текст]: методический аспект/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

4.Иванова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Старшая и подготовительная группы [Текст]/ Т.И. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. – 96 с.

6.Козакова, И.П. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И.П. Козакова// Обруч. 2003.- №6.- С. 8-12.

7.Колпачук, О.С., Добрицкая, И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С.Колпачук, И.Г.Добрицкая. / Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006.- С. 66-68.

8. Логинова, Л.В. Мини-музей в детском саду [Текст]/ Л.В. Логинова, Н.А. Рыжова. - М.: Лнка-Пресс, 2008. – 256 с.

9.Нигматуллина Н.В. Предшкольное образование и система работы с родителями. [Текст]/ Н.В. Нигматулина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 92 с.

10.Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа [Текст]/С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2010. – 320 с.

11.Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников [Текст]/Н.Ю.Ясева. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000.- 60 с.
Декабрь 2022