Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ QR-КОДОВ В ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Керимова Рузана Вагифовна
заведующий
МАДОУ № 98, г. Красноярск

В настоящее время, в условиях модернизации и оптимизации процесс обучения воспитанников, использование цифровых технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Данное направление развития образовательной отрасли признается важнейшим национальным приоритетом и направлено на повышение качества и доступности образования. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», включенный в Нацпроект «Образование», направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Соответственно использование информационно-коммуникационных технологий – это один из приоритетов образования.

Технология QR-кодов является современной интерактивной образовательной технологией. Всем известно, что QR-код – это квадрат, состоящий из маленьких черных и белых квадратиков, которые содержат информацию. Его изобрели 12 лет назад в Японии. Сегодня QR-коды стали привычным явлением. QR-коды можно увидеть в уличной рекламе, в музеях и библиотеках, в магазинах, на упаковках продуктов, на билетах, на домах и улицах нашего города. Но, как оказалось, реклама - это не единственное их применение.

В образовании QR-коды также набирают популярность. QR-код можно использовать во всех видах деятельности, как с детьми, так и с родителями

(законными представителями) воспитанников. Такой код имеет два главных преимущества: большая вместимость информации и быстрое считывание любой камерой.

В нашей дошкольной организации QR-коды используются с целью расширение и обогащение информационно-развивающего пространства. Достигается поставленная цель за счет решения следующих задач:

- обогатить и расширить возможности использования информационного пространства в самостоятельной деятельности детей посредством использования технологии QR-кодов;

- оснастить информационные стенды для родителей интерактивной функцией через QR-коды;

- создать доступное для всех участников образовательных отношений информационно-развивающее пространство;

- провести мастер-класс для педагогов и родителей по использованию QR-кодов.

Для выстраивания работы по использованию QR-кодов в информационно-развивающем пространстве дошкольной организации разработан следующий алгоритм действий: 1) выбор темы и сбор информации; 2) создание авторского видеоролика; 3) кодирование информации в QR-код; 4) разработка и создание макета информационного стенда; 5) использование QR-кодов в работе с детьми и родителями.

Работа по созданию QR-кодов начинается с выбора темы. Прежде всего необходимо понять какую информацию необходимо закодировать, с какой целью и как ею пользоваться. Соответственно после выбора темы формулируется цель и определяется круг задач. Затем производится поиск и отбор информации по теме. Следующий шаг - запись видеофрагментов, подбор фотографий и картинок, озвучивание и монтаж ролика. Для создания видеоролика можно использовать любой удобный редактор для компьютера или для телефона. Безусловно, проще скачать готовый видеоролик, но практика показывает, что найти готовый видеофайл, который отвечает задачам и соответствует цели очень сложно, а порой и невозможно. Поэтому мы используем только авторские ролики, созданные нашими педагогами.

После создания видеоролика необходимо закодировать информацию. Для того, чтобы создать QR-код можно воспользоваться онлайн-генератором. Картинку с кодом можно скачать без всяких ограничений. Код создается из текста, цифр или адреса в Интернете на лету.

Далее разрабатывается и создаётся макет информационного стенда, в который добавляем скопированный QR-код. Прочесть код можно при помощи камеры мобильного телефона или планшета. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое.

Технология QR-кодов активно используется в образовательной деятельности. При организации образовательной деятельности с детьми используем планшеты диагональю не менее 27 см. Для прослушивания информации педагоги могут использовать телефон, исключив зрительный контакт дошкольников с экраном.

QR-коды помогают детям совершать познавательные экскурсии в мир дикой природы, не покидая территории детского сада. С помощью планшета старшие дошкольники выступают в роли экскурсоводов на туристических слётах для детей среднего возраста, знакомятся со сказочными персонажами и правилами бережного отношения к природе. QR-коды - это дополнительный доступный для детей источник информации, практически все дошкольники не умеют читать, а картинки, символы и схемы не всегда могут полно передать информацию. QR-коды мотивируют детей на выполнение разнообразных заданий. С помощью кодов формируются предпосылки умения работать с большим количеством информации, компетенций, необходимых для жизни в цифровую эпоху.

Технология QR-кодов помогает организовать совместную образовательную и воспитательную работу с родителями. Современные родители находятся в постоянном поиске новой информации, но обладают огромным дефицитом времени. QR-коды, размещенные на информационных стендах, знакомят родителей с информацией и электронной версией документа в любое удобное для них время. С помощью QR-кодов родители могут ознакомиться с актуальной информацией, документацией, скачать и сохранить шаблоны бланков и заявлений; получить ссылку на Google-формы и анкеты, совершать виртуальные экскурсии по территории и группам детского сада, проходить обучающие мастер-классы и получать консультации от педагогов или специалистов детского сада. Это позволяет расширить и обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов.

Преимущества использования QR-кода в дошкольной организации очевидны: для внедрения не требуется дополнительного длительного повышения квалификации педагогов, достаточно проведения одного мастер-класса; QR-код может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (в совместной деятельность с детьми, для методической работы с педагогами, для эффективного взаимодействия с родителями); использование QR-кода не требует больших финансовых вложений на приобретение дорогостоящего оборудования; необходимая информация компактна, не занимает много места, а содержится в цифровом квадратике; применяя QR-код в дошкольном учреждении повышается интерес детей к цифровым технологиям, подготавливает к навыкам жизни в новую цифровую эпоху. Использование технологии QR-кодов в дошкольной организации позволяет создать открытое и доступное для всех участников образовательных отношений образовательное пространство.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2021. 87 с.

2. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно- методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. СПб.: Детство-Пресс, 2018. 113 с.

3. Комарова, Т. С., Комарова, И. И., Туликов, А. В. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. 128 с.

4. ВикипедиЯ. QR-код. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w iki/QR-код