Высшая школа делового администрирования
Конференции
Февраль 2023

БУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ

Лазаренко Яна Ивановна
учитель русского языка и литературы
МАОУ "Школа № 22" г. Березники

В современном мире все чаще и чаще дети встречаются с жестокостью сверстников, родителей и учителей. Подростки редко понимают, что делать в таких случаях и как избежать травли в школе и не осознают всю серьезность последствий.

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Все, наверное, помнят советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Так же бы я привела пример из современного сериала «Новенький», где Московский 16-летний школьник Максим Плетнёв переезжает в провинциальный Юровск, где становится жертвой травли одноклассников. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

Виды буллинга:

· физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);

· вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

· социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

· экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды.

Кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершённый из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством. О самоубийстве мы поговорим немного позже. В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния.

Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

· педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;

· психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

· социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

· семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести: зависть, месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания), самоутверждение в коллективе, стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто», желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга.

Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием

У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.

Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.

И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Большинство нападений — следствие конфликтов в семье, буллинга и личного негативного отношения к одноклассникам и учителям. Ещё одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой. Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. Совсем недавно, в сентябре 2019 года, сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке. Случаи страшные, случаи вопиющие. Но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Специалисты выяснили:

· проявление насилия не является импульсивным и внезапным, его можно предугадать, если тщательно наблюдать за учениками с привлечением психологов;

· минимум один одноклассник или друг из постороннего окружения предупреждены о том, что произойдет нападение;

· главной причиной проявления жестокости являются издевательства, буллинг и угрозы;

Казанская трагедия

Первый учебный день после майских праздников в Казани обернулся трагедией. Утром 11 мая в гимназию № 175 ворвался ее бывший ученик, 19-летний Ильназ Галявиев, и открыл стрельбу из ружья. Жертвами Галявиева стали семь детей и две учительницы — начальных классов и английского языка. Еще 23 человека попали в больницу с огнестрельными ранениями и травмами, полученными при эвакуации из здания — перепуганные дети выпрыгивали из окон, чтобы спастись. Двое школьников находятся в крайне тяжелом состоянии.

Утром 20 сентября 2021 года молодой человек открыл стрельбу в Пермском государственном университете. В одном из корпусов Пермского университета (ПГНИУ) студент этого вуза открыл стрельбу. По уточненным данным, погибли шесть человек. В результате нападения погибли шесть человек и 24 пострадавших. По данным Организации Объединенных Наций в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков. Самоубийство подростков занимает четвертое место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни. Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Статистика травли в школе 2000-2019гг (на фото). Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток России в возрасте от 13 да 20 предпринимает попытку покончить с собой. Однако, в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.

Различают три основных вида суицида:

· истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетённое настроение;

· демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;

· скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.

По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток России в возрасте от 13 до 20 предпринимает попытку покончить с собой.

Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга?

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития.

Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам: беспричинные боли в животе и груди, нежелание идти в школу и плохая успеваемость, нервный тик, энурез, печальный вид, беспокойство, тревожность, нарушенный сон, кошмары, длительное подавленное состояние.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом и избежать его

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста.

Дети в подростковом возрасте руководствуются инстинктивными посылами, которые проявляются на подсознательном уровне. Каждый одноклассник, отличающийся поведением, манерой ходить, говорить, какими-то предметами, не свойственными широкому кругу ровесников (брекеты, очки и т. д.), может стать мишенью для буллинга. Повторение издевательств провоцируют сами дети, которые им подвержены. Бурная реакция, выражающаяся в слезах, потоке слов, вызывает желание повторить содеянное. Современные учителя не имеют рычагов воздействия на школьников, а уговоры вряд ли дадут нужный результат. Отсутствие наказания закрепляет подобную манеру поведения, подростки начинают думать, что им можно все. Универсальных советов нет, каждый случай требует индивидуального подхода. Но, так или иначе, договариваться нужно. Для начала необходимо понять, кто является организатором травли – отдельный человек или группа разобраться, что является причиной буллинга – внешность, одежда, либо манера поведения школьников, Чтобы повторения издевательств не было, не нужно бежать жаловаться, а попробовать договориться с преследователями самостоятельно. В школьной жизни, как и в политике, рекомендует руководствоваться теми же принципами. Для начала – постараться избавиться от причины, послужившей поводом для буллинга. Ввести подростка в круг ровесников, сделав полезным маленькому сообществу. Позволить списать домашнее задание, поиграть вместе с обидчиками в футбол, незаметно стать частью детской компании. Как только ребенок войдет в группу своих обидчиков, он перестанет служить мишенью для дальнейшей травли.