Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Альмитова З.Р. ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ «СЛОВАРЯ»

Альмитова Зиляра Рашитовна
учитель начальных классов, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старокучергановка» Линейненский филиал, с. Линейное

Библиографическое описание: Альмитова З.Р. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

В последнее время происходит довольно быстрое изменение содержания образования. Цели обучения требуют его изменения, обновления и разнообразия.

Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения.

Словарный запас необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный запас, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии.

Еще одна проблема начальной школы – изучение «словарных слов», т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами «ученик», «арбуз», «мороз» и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу начальной школы внушительной цифры. Наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены учащимися начальных классов.

Мы знаем, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов. Поэтому эта проблема актуальна.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно - орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Работая по «Прописи» первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как октябрята, воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова, воробей. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Методические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написание этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно - орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связаны с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведение таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадка, стихотворения, связные тексты отрывки из художественных произведений. Наиболее распространенным видов словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Приведу пример некоторых видов диктантов и методики их проведения, имея в виду, что словарный диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

Картинный диктант:1) учитель показывает карточку - картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

1) записать в первый столбик слова-названия животных, во второй – слова-названия растений;

2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй – слова в написании которых надо запомнить гласную о, в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт ….);

3) выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор! Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом. (Е.Трутнева.)

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово - отгадки и выделяют в записанном слове орфограммы. Диктант по памяти:1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е. Диктант по комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант. Заменить развернутое определение, одним словом. К примеру:1) четвертый день недели (четверг);2) прием пищи в середине дня (обед);3) плод яблони (яблоко);4) помещение для торговли чем-нибудь (магазин). Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек. В плане активизации и обогащения словарного запаса, учащихся при изучении слов из «Словаря» учитель может предложить игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее и правильнее?» и др.:

1. «Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.

Герой, комбайн, желтый, песок, осина…

2. «Кто больше?» К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы)

Сирень, помидор, морковь, огурец, осина…

3. «Кто лучше и интереснее?»

1) Составьте текст-описание на любую тему.

1.Ну и огурчик! 2.Молодая осинка. 3.Земляничная поляна. 4.Ох уж эта лисица! 5. Бурёнушка.

2) Составьте небольшой текст повествовательного характера на одну из данных тем.

1.Как я помогал колхозу убирать урожай.2.Как приготовить винегрет. 3.На субботнике. 4.День Победы.

3) Составьте небольшой текст - рассуждение на одну из данных тем.

1.Почему я хочу стать художником. 2. Шофер - самая лучшая профессия.

3.Какие профессии в сельском хозяйстве я считаю самыми главными.

4.Почему я хочу стать дизайнером? Какую профессию выбрать? Кто такой эколог?

Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму, формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления.

Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.