Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2020 (№ 3-16)

Чернякова Е.Н. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (2-Й КЛАСС)

Чернякова Елена Николаевна
учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1534 "Академическая", г. Москва

Библиографическое описание: Чернякова Е.Н. Урок русского языка «Единственное и множественное число имен существительных» (2-й класс) // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

УМК «ШКОЛА России»

Цели деятельности учителя:

- формировать умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

- развивать наблюдательность, речь; определять число имен существительных;

- дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам;

- развивать творческие способности.

Планируемые результаты

Личностные:

- учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям;

- прививать соблюдение гигиенических норм.

Предметные:

- учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных - число;

- изменять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова;

- использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Тип урока: урок закрепления.

Оборудование: учебник «Школы России».

Ход урока

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Коррекция настроения.

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Настроение у всех хорошее – значит, всё у нас получится!

2. Чистописание

- Откройте тетради. Подпишите число, классная работа.

- У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.

А

Б

К

У

Ф

И

М

Д

О

Ё

Г

Ю

Ы

Т

В

С

П

Ё

Ш

Э

Ж

Е

Я

З



- Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

- Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

- Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

- Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.

- Какая буква у вас осталась?

- Какие звуки обозначает буква м?

Запишите буквосочетания:

1 строка - Мм,

2 строка – мл мм мн мо (продолжить)

- С какой целью мы пишем буквы на минутке чистописания? Красиво писать буквы, грамотно писать)

- Оцените правильность выполнения.

- Молодцы, с этим заданием справились.

2. Словарная работа. Работа в парах. Звуковой анализ слова.

- С каким словарным словом вы познакомились при выполнении домашнего задания? (Топор)

- Соберите пословицу из карточек…..

Что написано пером, того не вырубишь т..опором.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(1. Никогда не пиши того, что не решаешься подписать.

2. Если написанное стало известно, вошло в силу, его уже не изменишь, не исправишь.)

- Поработаем со словом ТОПОР. Сделаем звуковой анализ слова….

3. Постановка учебной задачи и ее решение. Раб над правилом

1. (На доске записаны слова.)

сосны с..сна

волны в…лна

сёла с…ло

травы тр..ва

- По какому признаку слова объединены в группы?

- Какой частью речи являются все слова?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Как изменяются имена существительные?

- Итак, над какой темой мы продолжаем работать на уроке?

- Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова первого столбика. Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Выделите ударение, подчеркните орфограмму, выделите корень.

- Сделайте вывод: как изменение числа имени существительного может помочь в правописании?

- Сегодня на уроке будем учиться изменять имена существительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.

2.-Прочитайте имена существительные. Попробуйте образовать от них форму единственного числа.

Ножницы, клещи, коньки, брюки.

- Прочитайте следующую группу имен существительных. Образовать от них форму множественного числа.

Сахар, грусть, соль, молоко.

- Что удивительного вы заметили?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с такими имена существительными и поучимся их употреблять в речи.

- Откройте учебник на стр. 64 и прочитайте заметку.

- Скажите в русском языке какие есть слова? (которые употребляются в одном числе)

Физминутка

Просмотр видео

4. Самостоятельная работа

- Прочитайте текст. Исправьте ошибки.

- На какие две группы можно разделить исправленные вами ошибки?

Пришла вИсна. Ярко светит солнышко. СнеК растаял.

ПочИрнели дороШки. Набухли почки на дИревьях.

Появились первые вИсенние цвИты. Запел солАвей.

- Найдите имена существительные.

- Определите число имен существительных.

- Запишите в тетрадь по два примера.

- Запишите 6-е предложение. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

5. Итог урока

- Над каким грамматическим признаком имени существительного мы работали?

- Что значит имена существительные изменяются по числам? (изменяют форму слова)

- Приведите примеры им. сущ., которые употребляются в одном числе.

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке

- Чему научились? С каким заданием справились легко?

- Над каким грамматическим признаком имени существительного мы работали?

- Что значит имена существительные изменяются по числам? (изменяют форму слова)

- Приведите примеры им. сущ., которые употребляются в одном числе.

- Какое задание вам было интересно выполнять?

6. Домашнее задание

Упр. 111 с.64

- Давайте с вами прочитаем слова.

- Прочитайте задания ниже.

- Что сказано в упражнении? (записать слова по группам.)

- Давайте с вами проговорим те слова, которые запишем в 1-ую группу.

Тетрадь, доска, торты, стакан, бант, снежинка, гербы

- Какие это слова? (они изменяются по числам.)

- А какие слова мы запишем во 2-ую группу? (которые употребляются только в ед.ч.)

- Назовите их.

Солнце, сахар, молоко, метро, творог

- И последняя группа какая будет? (которые употребляются только во мн.ч.)

- Назовем их.

Санки, ножницы, очки, весы