учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва Липецкого муниципального района Липецкой области
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, с которыми сталкивается современное начальное общее образование. Автор исследования, опираясь на статистические данные и свой опыт, обращает внимание на основные проблемы, стоящие перед начальным общим образованием, и предлагает возможные пути их решения.
Ключевые слова: начальное образование, проблема, ситуация, современное образование.
Российское образование – это ключевая социальная деятельность общества, которая имеет свои цели и задачи. Сегодня основной целью образования стало формирование ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого и компетентного гражданина России. Важно отметить, что начальная школа играет фундаментальную роль в образовательном процессе.
Начальная школа является первым шагом в обучении, где дети получают основные знания и навыки, необходимые для дальнейшего развития. В этом возрасте дети активно учатся читать, писать и решать простые математические задачи. Они также учатся работать в команде, развивать свою социальную и эмоциональную компетенцию. Начальная школа должна быть доступной и качественной для всех детей. Это является основой для их успешного образования в последующих ступенях обучения. Государство и общество должны обеспечивать достойные условия для обучения в начальной школе, чтобы каждый ребенок имел равные возможности для получения качественного образования. Однако существует несколько проблем, которые могут затруднять это обучение.
Актуальным проблемам современного начального образования посвящено много исследований и ученых, и учителей. Можно выделить ряд проблем, с которыми сталкивается начальное образование:
‒ проблема нехватки педагогических кадров;
‒ проблема преемственности;
‒ здоровье младших школьников;
‒ проблемы обучения в младших классах сельских школ;
‒ проблема обучения одаренных детей и многие другие.
В России существует острая проблема нехватки педагогических кадров и эта проблема, по мнению ученых, сохранится. Многие опытные учителя уходят из школы, а молодые педагоги остаются без поддержки и вынуждены оставить профессию, не достигнув успехов. Влияет на это и недостаточная заработная плата, и непрестижность профессии. Учитель начальных классов выполняет сложную задачу, он определяет судьбу ребенка, развивает его способности.
Вопрос о преемственности между дошкольным и начальным образованием – еще одна из сложных и нерешенных проблем образования. Сегодня организация системы преемственности вызывает больше вопросов, чем ответов, и это связано с утратой преемственности в учебных планах. В начальную школу часто приходят дети с абсолютно разным уровнем подготовки, что влияет на процесс обучения, осложняя его, затрудняя в то же время и процесс адаптации детей. Преемственность дошкольного и начального школьного образования возможна только при условии устранения противоречия между ведущими линиями воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также стыковка программ и методик.
Малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного решения её проблем. Известно, что если в деревне исчезает школа, то исчезает и сама деревня. В Законе «Об образовании» декларировалось, что малокомплектная школа финансируется независимо от числа учащихся, но после перехода на «подушевое» финансирование оплаты учителям, активизировался процесс ликвидации школ. Ведь сельская школа при таком условии финансирования не сможет себя окупить. В прессе и на телевидении необходимо чаще обсуждать проблемы сельских малокомплектных школ.
Особую актуальность приобретает проблема здоровья ребенка. Когда дети поступают в школу и в процессе школьного обучения все большее количество страдает ослабленным здоровьем, наличием хронических заболеваний, воздействующих на их мозг, полученных ещё на ранних стадиях внутриутробного развития. По данным Минздрава Российской Федерации, лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60–70% – имеют нарушение зрения, 60% – нарушенную осанку, а 30% – хронические заболевания. Результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах. В начальной школе ребенок должен ко многому приспособиться и привыкнуть, ведь учеба – это совершенно новый вид деятельности. Неправильное питание, снижение двигательной активности в младших классах, трудности с восприятием новой программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных заболеваний. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы, соблюдение которых зависит как от семьи, так и от школы.
Одной из самых тревожных проблем начального образования является увеличение числа детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых исключает возможность освоения образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Встает вопрос подготовки компетентных педагогов и проведения соответствующей работы по повышению квалификации педагогических кадров. Немногие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей, так как это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть предусмотрено индивидуальное обучение, включающее также разработку индивидуальной программы обучения, соответствующей его категории по нарушениям. Создание такой программы часто затруднено из-за большого количества вариантов проявления проблем со здоровьем. Если в школе несколько «особых» учащихся, то разрабатывается программа для каждого из них индивидуально.
В начальной школе существует также проблема обучения одаренных детей. Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, которые отличают их от остальных детей. Они способны быстро схватывать различные понятия и положения; способны рассуждать и выдвигать объяснения. Такие учащиеся могут усваивать материал быстрее, чем другие дети, а если скорость обучения не отвечает потребностям такого учащегося, то это может повлиять на их развитие и потребности. Поэтому в центре внимания сейчас должна быть работа с одаренными детьми в обычной школе.
Таким образом, начальная школа является одной из важнейших ступеней образования. Именно в период обучения ребенка в младшей школе определяется его дальнейшее развитие и реализация личности. Начальная школа является базой для дальнейшего образования. И хотя в системе начального образования существует ряд проблем, поиск путей их решения должен быть успешен. Изменяются жизненные ценности, всё это предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов, поэтому данная тема всегда будет актуальной.