педагог-психолог
ГАПОУ МО "КИК", Кандалакша
Актуальность. Иностранные студенты, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения. Психолого- педагогическое сопровождение иностранных граждан при обучении в колледже, адаптация к новым социокультурным условиям является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.
Цель программы: психологическое сопровождение несовершеннолетних иностранных студентов к обучению в ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж».
Задачи:
1. Формировать у студентов способность к межкультурной коммуникации посредством изучения вербальных и невербальных сигналов, принятых в различных культурах.
2. Развивать психологическую грамотность и рефлексию: понимание чувств, психологического состояния, внешне проявляемых форм поведения самого себя и других с учетом культурного контекста.
3. Активизировать взаимодействие между студентами разных культур.
4. Способствовать раскрытию внутреннего потенциала, своеобразия и богатства личности иностранных обучающихся.
Краткое описание программы.
Несовершеннолетние студенты, выбравшие для продолжения образования и профессионального становления Кандалакшский индустриальный колледж», вынуждены не только осваивать новый вид деятельности - учебу в среднем профессиональном учебном заведении, готовиться к будущей профессии, специальности, но и адаптироваться к совершенно незнакомому социокультурному пространству. Именно в период студенчества происходит окончательное формирование личности, укрепление жизненной позиции. Именно в этот период для молодежи очень важна возможность реализовать свой творческий потенциал, научиться существовать в коллективе, попробовать свои силы в самых различных сферах деятельности. Для эффективного решения вышеприведенных проблемных моментов была разработана и внедрена ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГОИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ. В ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж». Задача данной Программы заключается в том, чтобы способствовать процессу адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу в условиях обучения в ГАПОУ МО «КИК» и использовать полученную информацию для создания среды, способствующей гармоничному развитию личности, ее самосовершенствованию, раскрытию потенциала с помощью комплекса групповых мероприятий и индивидуальной работы с каждым несовершеннолетним иностранным студентом.
Программа выполняет социально-адаптивные функции, а именно:
• развивающую - стимулирование положительных изменений в их личностном развитии, поддержка процессов раскрытия и самовыражения, способностей;
• регулирующую - упорядочение межличностных взаимоотношений студентов и их влияния на развитие личности; • социализирующую - создание условий для полноценного социального развития иностранных студентов в новой для них среде, ускоряющих процесс адаптации.
• корректирующую - минимизация дезадаптивных проявлений в поведении иностранных студентов.
Таким образом, данная Программа психолого-педагогического сопровождения способствует адаптации иностранных студентов к учебному процессу в колледже и помогает сформировать систему ценностей, взглядов, убеждений, обеспечивающих способность социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Субъекты (участники программы): кураторы учебных групп, социальные педагоги, педагог-психолог, заместитель директоров по воспитательной, учебной работе, иностранные несовершеннолетние студенты, преподаватели- предметники.
Формируемые знания, умения, навыки, компетенции.
Предполагается, что в результате реализации программы иностранные студенты:
✓ узнают об особенностях современной России, ее культурном наследии, специфике общения представителей разных культур с учетом вербальных и невербальных элементов формального и неформального межличностного общения;
✓ получат знания и навыки, необходимые для использования в конкретных жизненных ситуациях, связанных с взаимодействием с жителями России;
✓ активизируют творческий потенциал личности для поддержания (формирования) активной жизненной позиции;
✓ научатся выстраивать позитивные взаимоотношения с представителями разных культур, лучше понимать себя и других, гибко реагировать на ситуации неопределенности;
✓ овладеют знаниями относительно морально-нравственных устоев русского менталитета;
✓ приобретут навыки делового и межличностного общения в межкультурной среде и проявления совместной творческой активности
№
Исполнитель
Содержание работы (проводимые мероприятия)
Сроки выполнения
Результат
I.
Кураторы учебных групп
Социальные педагоги
Н.В. Романченко
А.А. Крылова
1.Контроль посещаемости обучающихся из числа иностранных граждан в колледже
ежедневно
Удовлетворительная успеваемость, исключить пропуски учебных занятий по неуважительным причинам
2.Контроль успеваемости обучающегося в колледже
ежемесячно
Возможность получения академической стипендии, недопущение образования академических задолженностей.
3. Создание благоприятного микроклимата в группе. Вовлечение в воспитательные мероприятия группы, колледжа
ежемесячно
Сплочение учебной группы, создание положительного настроя на дальнейшее продолжительное взаимодействие в группе. Создание доверительных отношений в учебной группе, построение эффективного командного взаимодействия между всеми участниками группы. Организация досуговой деятельности обучающихся.
1.Родительские собрания
1 раз в полугодие
Получение законными представителями, информационных материалов различного характера, правовых знаний
II.
1.Индивидуальные профилактические беседы с обучающимися из числа иностранных граждан.
2. Проведение семинара-тренинг для студентов на базе ОО «Корректное формирование умений противостояния попыткам манипулирования и выражение согласия, несогласия»;
3.Семинар-тренинг «Восприятие пространства: умение задать вопрос»
4.Тематическая обучающая игра «Что? Где? Когда? Зачем? Как и почему?»;
5.Адаптационный социальный тренинг «Есть контакт»
6. Проведение практикума для студентов на тему: «Как преодолеть страх и раздражение в конфликтной ситуации»;
7.Социально-педагогический тренинг на тему: «Как полюбить учиться»;
8. Беседа: «Профессиональное будущее. Что будет после окончания колледжа. Цели и стремления студентов
На протяжении всего периода
Сентябрь 2022 г
Октябрь 2022 года
Декабрь 2022 года
Январь, февраль 2023 года
Март 2023 года
Апрель 2023 года
Май, июнь 2023 года
Предотвращение возможных нарушений дисциплинарного характера, административных правонарушений, противоправного поведения, сохранность жизни и здоровья обучающихся из числа иностранных граждан.
Формирование умений противостояния попыткам манипулирования и выражение согласия, несогласия, отказ». способности к самостоятельному выбору, знакомство с навыками уверенного поведения в диалоге через умение корректного выражения согласия или отказа.
Развитие навыков восприятия и понимания партнера по общению, развитие наблюдательности и умения ориентироваться на местности (в новом городе, в университете). Формирование навыков уверенного обращения к незнакомым людям с целью выяснения важной информации посредством формулирования вопроса на русском языке.
Проверка и закрепление знаний о расположении объектов в городе, логистике (маршрутки, корпуса № 1, № 2 колледжа, общежития и др.) с ориентацией на вопросы о стране, крае, городе, колледже.
Развитие коммуникативной открытости и личностных качеств, необходимых при знакомстве, отработка навыков конструктивного социального взаимодействия.
Обучение способам моделирования, развития и регулирования конфликтной ситуации, с целью формирования умения конструктивного разрешения конфликта
Осознание студентами своей индивидуальности; поиск своих сильных сторон; повышение учебной мотивации.
Формирование траектории профессионального становления и самоопределения студентов. Создание атмосферы самопринятия и развития своих сильных сторон; осознание своих истинных стремлений и желаний в реальной жизни; развитие уверенности в себе и способностей в реальном общении.
9.Организация досуговой занятости обучающихся из числа иностранных граждан. Организация занятости в летнее (каникулярное время)
1 раз в месяц контроль
Осуществление профилактики противоправного поведения, предоставление обучающемуся возможности альтернативного досуга.
10.Развитие кросс-культурной осведомленности
На протяжении всего периода
Создание единого информационного пространства для поддержания непрерывного контакта с иностранными обучающимися: (объявления в двух учебных корпусах (№1, № 2) и общежитиях, группа в социальной сети ВК).
III.
Педагог- психолог
Крутикова Ю.В.
1.Оказание консультативной помощи студентов из числа иностранных граждан;
2.Психодиагностика иностранных студентов;
3.Социально-психологический тренинг «Больше, чем знакомство»: трудности в деловом и личном общении и обращении»;
4.Психологическая игра «Толерантность», приуроченная к международному дню толерантности.
5.Занятие с элементами психологического тренинга «Счастье – когда тебя понимают».
6. Психологическая игра: - техники успешных коммуникаций (слушать, понимать, убеждать, аргументировать;
7. Психологическая игра «Я у себя есть»;
8.Психологический тренинг «Границы, которые мы выбираем»;
9. Аналитические выводы по реализации Программы в ОО
На протяжении всего периода
По запросу
Сентябрь, октябрь 2022года
Ноябрь 2022 года
Декабрь 2022 года
Январь, февраль 2023 года
Март 2023 года
Апрель, май 2023 года
Июнь 2023 года
Индивидуальное психологическое консультирование иностранных студентов (в том числе в кризисных, трудных, экстренных ситуациях) Групповое психологическое консультирование по вопросам: - развития коллектива, сплочения группы, оптимизации межличностных отношений; - самопознания, саморазвития, самоорганизации.
Психодиагностика личностных особенностей и психоэмоционального состояния студентов с использованием сертифицированных методик.
Развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров общения, обращения к собеседнику в деловом и личном контакте. Осознание собственных психологических защит во время перехода на личностный уровень общения.
Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию; развитие 7 коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.
Отработка качеств «хорошего собеседника»: концентрация на партнёре, наблюдение за его речевой экспрессией, жестами, мимикой (акцент на различии ментальности, культурных установок, личных особенностей, сказывающихся на управлении коммуникацией). Знакомство с невербальными сигналами различных культур и их особенностями проявления в разных странах.
Повышение личной эффективности и развитие навыков донесения информации, понимания и убеждения. Развитие навыков работы с барьерами, возражениями и сопротивлениями в публичных и диалоговых коммуникациях. Освоение техник управления конфликтом с переводом его в область конструктивного (продуктивного) конфликт.
Преодоление барьеров коммуникации; освоение активного стиля общения и уверенной позиции в группе. Овладение способами эффективного взаимодействия в КИК (культура общения с преподавателями, этикет поведения, внешнего вида в колледже и т.п.).
Обсудить понятие «границы» в межличностном общении, в группе, в семейных, профессиональных и иных рамках, дать возможность практического проживания ситуаций, связанных с понятием «дистанция власти», ментальных различий в определении «психологической дистанции».
Анализ, дополнение, доработка имеющегося материала, выводы по эффективности реализации программы в ОО
IV.
ГОБУ МО ЦППМС-помощи город Мурманск КДН и ЗП города Кандалакши
Осуществление организационно- методического и межведомственного сопровождения по реализации мероприятий Комплекса мер