Библиографическое описание:
Шабанова Е.Б. Коррекционно-образовательная деятельность с группой учащихся 2-3 класса, имеющими ТНР «Автоматизация звуков «С, С*» в слогах, словах, предложениях, связной речи» // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.
Образовательные:
1) Формирование и расширение семантического поля; развитие валентностей слов.
2) Формирование функции словоизменения глагольного ряда (совершенный вид/ несовершенный вид) приставочным способом.
Коррекционные:
1) Предупреждение «зеркального» написания букв путем развития и уточнения правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов.
2) Развитие логического мышления при решении логических задач.
3) Воспитание правильного артикуляционного уклада на звук «С».
4) Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях, связной речи.
5) Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
6) Развитие просодики.
7) Развитие фонематического слуха и восприятия.
8) Развитие функции словоизменения и словообразования.
9) Развитие связной речи.
10) Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Воспитательные:
1 Воспитание альтруистических чувств (уважение и забота друг о друге в семье, в классе).
Оборудование:
1) Артикуляционные профили «С».
2) Артикуляционная схема «С»
3) Образец прописной и строчной буквы С.
4) Картинки с матрешками.
5) Приставки.
6) Карточки со словами-действиями, вопросами.
7) Магнитная азбука.
8) Цветные и простые карандаши, маркеры, мяч.
9) Массажные мячики и кольца «Су-Джок, зеркала, бумажные носовые платочки, ловишки, звуковые символы (синий/ зеленый квадраты.).
Литература:
Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 110 с.
Л. Г. Парамонова Говори и пиши правильно. СПб.: «Дельта», 1996. – 384 с., ил.
В. И Городилова, М. З. Кудрявцева Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, СПб.: «Дельта», 1996 – 384 с., ил.
И. С. Лопухина Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с., ил.
Е. В. Мазанова Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е. В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.–184с
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. Момент.
Учитель-дефектолог:- Отгадайте, ребята, загадку:
Сима- сестренка Маруси,
Маруся- сестренка Люси,
Люся- сестренка Аси,
Ася- сестренка Васи.
Ну, а теперь догадайтесь,
Нет ли хитрости в этом,
Сколько сестренок у Васи?
Не торопитесь с ответом. (Ответ: 4)
На доску выставляются картинки с матрешками.
Учитель-дефектолог:- Давайте, определим, кого как зовут. (К доске идет ребенок по желанию).
Учитель-дефектолог:-Самая большая- Сима, самая маленькая – Ася; справа от Симы- Маруся, слева от Аси - Люся.
Вопросы сопровождаются выкладыванием магнитных чисел на доску.
Учитель-дефектолог:- Васе и Симе по 10 лет, они родились в один день. Значит они кто? (Ответ: - Двойняшки.)
Учитель-дефектолог:- Асе 6 лет. Ее на 1 год старше…? (Ответ: Люся.) Ей уже исполнилось… (Ответ: 7 лет.) Младше Васи и Симы… (Ответ: Маруся.) Ей сколько лет? (Ответ: 8 лет.) На сколько лет Вася и Сима старше Маруси? (Ответ: На 2 года.)
Учитель-дефектолог:- Назовите первое число справа. (Ответ: 10); первое число слева. (Ответ: 6) Какое из них больше? (Ответ:10)
Учитель-дефектолог:- В каком направлении возрастают числа в ряду? (Ответ: Слева направо.)
Учитель-дефектолог:-Прочитайте числовой ряд в обратном направлении, т.е.?.. (Ответ: Справа налево.)
Учитель-дефектолог:-Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Ответ: Уменьшается.)
2.Выделение звука «С» из имен матрешек. Сообщение темы занятия.
Учитель-дефектолог:-Вспомните, как зовут сестер и брата. (Ответ: Сима, Люся, Ася, Маруся.) Выставляются карточки с именами матрешек.
Учитель-дефектолог:-Какой звук присутствует в каждом имени? (Ответ: «С,С*»)
Учитель-дефектолог: - Молодцы! Правильно выделили. Именно с этими звуками мы сегодня будем работать. Слушать их, произносить. Они очень похожие, и в то же время разные. Мы научимся их различать.
3.Артикуляционная гимнастика для звука «С»
Учитель-дефектолог:-Вот беда! Асе уже 6 лет исполнилось, а звук «С» в словах она вот так произносит: Ваща, поштавь штул к штолу.
Учитель-дефектолог:-Как ее Вася и сестренки исправляют? (Ответ: ВаСя, поСтавь Стул к Столу.)
Учитель-дефектолог:- Ася страдает, старается, но у нее ничего не получается. Давайте Асю научим подготовительным упражнениям для правильного произношения звука «С».
Учитель-дефектолог:-Достаньте зеркала.
-Солнце светит высоко, а в саду совсем тепло.
-Покажите, как высовывает язык собачка, когда ей жарко.
Инструкции:
- Рот «домиком»: широко открыт, язык удерживаем у нижних резцов спящим. (под счет до 1,2,3,4,5 – домик надо закрывать);
-Язык «лопаточкой» на нижнюю губу—выдыхаем на кончик языка, удерживаем под счет: 1,2,3,4,5 вышли всей семьей гулять.
-Удержание языка на нижних зубах под счет: 1,2,3,4,5 стали девочки играть. -- Наказать непослушный язычок: пя-пя-пя – шлепать губами по спинке языка с выдохом.
-Накачать колесо насосом: зубки сближаем, губки улыбаются, кончик языка упирается в основание нижних зубов, с силой сделать выдох на кончик языка (контроль на тыльную сторону ладони –ССССССС)
- Струйка холодная, тонкая, длинная, проходит по середине языка, как по желобочку стекает водичка.
- Посвистим своих друзей: СССССССС…
4.Характеристика звуков «С-С*» по артикуляционным и акустическим признакам.
Выставляю табличку-опору звука «С»:
-губы в улыбке
-зубы сближены
-кончик языка у основания нижних резцов
-посередине языка идет узкая, холодная, плавная воздушная струя
-голосовые складки не работают, голос не образуется.
Вывод: Звук «С» - согласный, глухой, твердый.
Учитель-дефектолог:-Почему звук «С» согласный? (Ответ: Образуется с преградой, не поется.)
Учитель-дефектолог:-Почему звук «С» глухой? (Ответ: Голосок спит.)
Учитель-дефектолог:-Что меняется в артикуляционном укладе, когда «С» произносим мягко? Сравните «С» и «С*». (Ответ: Когда произносим «С*», язык более напряжен.)
5.Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Развитие просодики.
Учитель-дефектолог:-Повторите за мной, выделяя ударные слоги:
СА-са СА-са СА-са са-СА са-СА са-СА
Сани Сами Сало коСА оСА лиСА
са-СА-са са-СА-са са-СА-са
каСАтка поСАдка наСАдка
са-са-СА са-са-СА са-са-СА
колбаСА полоСА небеСА
Учитель-дефектолог:-Молодцы! Слушаем внимательно, запоминаем, повторяем:
СА-СА-СА СА-СА-СА – укусила в нос оса,
СО-СО-СО СО-СО-СО – стал мой нос как колесо!
СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
6.Развитие фонематического слуха и восприятия.
Учитель-дефектолог:-Сима и Люся вам прислали задания. Прослушайте слова, поднимите руку, если в слове услышите звук «С»:
Куст, сосна, лоза, осина, шалаш, аист, коса, пшеница, воздух, весна, солнце, жатва, колос, шорох, свежесть, зелень, лес, настроение.
Даю красные квадратики тем, кто ни разу не ошибся.
Учитель-дефектолог:-Вам Люся прислала ловишки. В верхних окошечках «поселите» слова,в которых услышите мягкий по характеру «С», а в нижних – слова с твердым «С». Показываю:
Учитель-дефектолог:-В слове Сима «С» как звучит? (Ответ: Мягко.)
Учитель-дефектолог:-Что смягчило «С»? (Ответ: Гласная «И»)
Учитель-дефектолог:-Значит в каком ряду нужно открыть окошечко? (Ответ: В верхнем.)
Учитель-дефектолог:-А слово «СОМ» куда «поселим»? (Ответ В нижний ряд.)
Учитель-дефектолог:-Почему? (Ответ: Звук «С» твердый.)
Учитель-дефектолог:-Правильно! Давайте «расселим» Люсины слова:
Сила, лиса, сало, лось, весна, осень, небеса, синий, свет, солнышко, сосулька, семья, лес, осина. Проверяю, поощряю тех, у кого нет ошибок.
7.Звуковой анализ слов.
Учитель-дефектолог:-Маруся с Асей, играя в мяч, и используя звук «С» придумывали новые слова.Давайте поиграем!
Встаем в кружок, перекидываем мяч; на доску вывешиваются опорные слова.
Учитель-дефектолог:-Поставьте перед словом-«С». С+лава =слава
Лава, тон, вой, ток, лог, тук, кот.
Учитель-дефектолог:-Замените 1-й звук в Марусином слове на «С» МАЛО=САЛО:
Лайка, ранки, Клава, палки, топка, мода.
Учитель-дефектолог:-Замените звук в середине слова на «С»: БАЙКА=БАСКА.
Качка, марка, лапка, парта, сопка,килька.
Учитель-дефектолог:-Замените последний звук в Асиных словах на «С»:ПАР=ПАС.
Бак, век, пек, бил, морж, рейд, таран.
8.Пальчиковая разминка.
Учитель-дефектолог:-Давайте пальчики расслабим, разогреем, активизируем речевые центры.
Раздаю массажеры Су-Джок. Учащиеся делают себе самомассаж.
9.Буква С.
Учитель-дефектолог: -Отгадайте Васину загадку:
«Что за буква светится старым месяцем?» (Ответ: Буква «эс».)
Учитель-дефектолог:-Какой звук обозначает буква «эс»? (Ответ: Согласный, глухой, парный.)
Учитель-дефектолог:-Действительно! Когда луна идет на убыль, можно в небе увидеть образ нашей буквы.
Учитель-дефектолог:-Скажите, в какую сторону д.б. круглая спинка? (Ответ: Влево.)
Учитель-дефектолог:-А ручки и ножки? (Ответ: вправо.)
Учитель-дефектолог: -Правильно! Пальчиком в воздухе пишем полуовал справа налево. Вывешивает образец письменной буквы С.
-Пальчиком в воздухе обводим прописную и строчную буквы.
-Глазками не двигая головой «напишите» в строчку три прописные буквы.
-Носиком три прописные буквы напишите
-Губами три буквы С выведите.
-Правым и левым плечиками поочередно по три буквы С напишите.
-Правым коленом… Левым коленом…
-А теперь возьмите карандаши и вместе со мною нарисуем букву «эС» в тетрадочке, в образе месяца.
10. Реконструкция слов.
· На доске слово СТУПАЛ
Учитель-дефектолог:-«Поменяйте» глазками 2-ю и 4-ю буквы. Какое слово получится? (Ответ: СПУТАЛ.)
Учитель-дефектолог: - Объясните значение каждого слова, изобразите жестами, движениями.
· Перед каждым учеником выкладываются слова из магнитной азбуки:
СТОП, КУСТ, СКОТ, НАСТ, СИЛА, ЛАСКА. Дети читают слова, осмысливают.
Учитель-дефектолог: - Переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились новые, имеющие другое значение слова. СТОП - ПОСТ, КУСТ - СТУК, СКОТ - СТОК, НАСТ - СТАН, СИЛА - ЛИСА, ЛАСКА – СКАЛА.
Ученики читают новые слова, объясняют их значение.
11.Актуализация глагольной лексики. Словообразование приставочным способом действия.
Учитель-дефектолог раздаёт слова ученикам (тёр, мял, мёл, мыл, нёс, дул):
-Вслух не читаем, и друг другу не показываем.
Учитель-дефектолог: -Изобразите свое слово мимикой, жестами, движениями, не называя самого слова. Другие внимательно смотрят и стараются догадаться, что это за слово-действие.
Учитель-дефектолог: -Какой вопрос хочется задать к слову-действию? (Ученики: Что делает?)
Учитель-дефектолог: -Правильно! Вывешивает вопрос Что делал?
Прикрепляет угаданные слова: тёр, мял, мёл, мыл, нёс, дул.
-А если мы добавим приставку С? Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и пишется слитно. Смысл наших слов-действий изменится?
Тёр-стёр, мял-смял, мёл-смёл, мыл-смыл, нёс-снёс, дул-сдул.
Учитель-дефектолог: -Сравним: Толя ЧТО ДЕЛАЛ? – МЯЛ. А теперь: Толя СМЯЛ. Учитель-дефектолог: -Вопрос как будет звучать? (Ученики: ЧТО СДЕЛАЛ?)
Учитель-дефектолог: - Сделаем вывод: Приставка – С дает смысл завершенности действия
На доске приставки: при- под- про- у- пере- до- за- по-.
Учитель-дефектолог: -Отнесем эти приставки к одному слову-действию нёс, и получим новые слова, с другими оттенками значений действий. Проиллюстрируем на примере одного предложения.
На доске картинки:
Вася принес (сапоги отдал) сапоги в мастерскую.
Вася поднес (кому-то помог) сапоги в мастерскую.
Вася пронес (незаметно, осторожно) сапоги в мастерскую.
Вася унес (давно отдал) сапоги в мастерскую.
Вася перенес (из одного помещения в другое) сапоги в мастерскую.
Вася донес (в придачу к туфлям) сапоги в мастерскую.
Вася занес (по пути) сапоги в мастерскую.
Вася понес (сейчас идет туда конкретно) сапоги в мастерскую.
12. Итог.
Учитель-дефектолог: -Ребята, можно ли сказать о Васе и его сестрах «Своя семья – самые верные друзья»? (Ответ: Да.)
-Какой Вася брат? (Ответ: Заботливый, добрый, помогает младшим и старшим.)
-Кто вам помогает, кому вы?
-Какой сегодня звук мы старались говорить хорошо?
-Наверное, те рекомендации, которые мы дадим Асе помогут и Саше, и Сёме, когда они будут учить своих сестренок и племянников правильно произносить звук «С».
-Давайте вспомним алгоритм действий по схеме (положение органов артикуляции).
- Дайте характеристику звука «С». («С» - согласный, глухой, парный, по твердости/мягкости.)
-Молодцы!
Д/з: Постарайтесь «увидеть» как можно больше предметов, действий, явлений в названии которых есть звук «С».
-Спасибо за урок!
Шабанова Е.Б. Коррекционно-образовательная деятельность с группой учащихся 2-3 класса, имеющими ТНР «Автоматизация звуков «С, С*» в слогах, словах, предложениях, связной речи» // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.
Образовательные:
1) Формирование и расширение семантического поля; развитие валентностей слов.
2) Формирование функции словоизменения глагольного ряда (совершенный вид/ несовершенный вид) приставочным способом.
Коррекционные:
1) Предупреждение «зеркального» написания букв путем развития и уточнения правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов.
2) Развитие логического мышления при решении логических задач.
3) Воспитание правильного артикуляционного уклада на звук «С».
4) Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях, связной речи.
5) Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
6) Развитие просодики.
7) Развитие фонематического слуха и восприятия.
8) Развитие функции словоизменения и словообразования.
9) Развитие связной речи.
10) Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Воспитательные:
1 Воспитание альтруистических чувств (уважение и забота друг о друге в семье, в классе).
Оборудование:
1) Артикуляционные профили «С».
2) Артикуляционная схема «С»
3) Образец прописной и строчной буквы С.
4) Картинки с матрешками.
5) Приставки.
6) Карточки со словами-действиями, вопросами.
7) Магнитная азбука.
8) Цветные и простые карандаши, маркеры, мяч.
9) Массажные мячики и кольца «Су-Джок, зеркала, бумажные носовые платочки, ловишки, звуковые символы (синий/ зеленый квадраты.).
Литература:
Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 110 с.
Л. Г. Парамонова Говори и пиши правильно. СПб.: «Дельта», 1996. – 384 с., ил.
В. И Городилова, М. З. Кудрявцева Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, СПб.: «Дельта», 1996 – 384 с., ил.
И. С. Лопухина Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с., ил.
Е. В. Мазанова Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е. В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.–184с
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. Момент.
Учитель-дефектолог:- Отгадайте, ребята, загадку:
Сима- сестренка Маруси,
Маруся- сестренка Люси,
Люся- сестренка Аси,
Ася- сестренка Васи.
Ну, а теперь догадайтесь,
Нет ли хитрости в этом,
Сколько сестренок у Васи?
Не торопитесь с ответом. (Ответ: 4)
На доску выставляются картинки с матрешками.
Учитель-дефектолог:- Давайте, определим, кого как зовут. (К доске идет ребенок по желанию).
Учитель-дефектолог:-Самая большая- Сима, самая маленькая – Ася; справа от Симы- Маруся, слева от Аси - Люся.
Вопросы сопровождаются выкладыванием магнитных чисел на доску.
Учитель-дефектолог:- Васе и Симе по 10 лет, они родились в один день. Значит они кто? (Ответ: - Двойняшки.)
Учитель-дефектолог:- Асе 6 лет. Ее на 1 год старше…? (Ответ: Люся.) Ей уже исполнилось… (Ответ: 7 лет.) Младше Васи и Симы… (Ответ: Маруся.) Ей сколько лет? (Ответ: 8 лет.) На сколько лет Вася и Сима старше Маруси? (Ответ: На 2 года.)
Учитель-дефектолог:- Назовите первое число справа. (Ответ: 10); первое число слева. (Ответ: 6) Какое из них больше? (Ответ:10)
Учитель-дефектолог:- В каком направлении возрастают числа в ряду? (Ответ: Слева направо.)
Учитель-дефектолог:-Прочитайте числовой ряд в обратном направлении, т.е.?.. (Ответ: Справа налево.)
Учитель-дефектолог:-Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Ответ: Уменьшается.)
2.Выделение звука «С» из имен матрешек. Сообщение темы занятия.
Учитель-дефектолог:-Вспомните, как зовут сестер и брата. (Ответ: Сима, Люся, Ася, Маруся.) Выставляются карточки с именами матрешек.
Учитель-дефектолог:-Какой звук присутствует в каждом имени? (Ответ: «С,С*»)
Учитель-дефектолог: - Молодцы! Правильно выделили. Именно с этими звуками мы сегодня будем работать. Слушать их, произносить. Они очень похожие, и в то же время разные. Мы научимся их различать.
3.Артикуляционная гимнастика для звука «С»
Учитель-дефектолог:-Вот беда! Асе уже 6 лет исполнилось, а звук «С» в словах она вот так произносит: Ваща, поштавь штул к штолу.
Учитель-дефектолог:-Как ее Вася и сестренки исправляют? (Ответ: ВаСя, поСтавь Стул к Столу.)
Учитель-дефектолог:- Ася страдает, старается, но у нее ничего не получается. Давайте Асю научим подготовительным упражнениям для правильного произношения звука «С».
Учитель-дефектолог:-Достаньте зеркала.
-Солнце светит высоко, а в саду совсем тепло.
-Покажите, как высовывает язык собачка, когда ей жарко.
Инструкции:
- Рот «домиком»: широко открыт, язык удерживаем у нижних резцов спящим. (под счет до 1,2,3,4,5 – домик надо закрывать);
-Язык «лопаточкой» на нижнюю губу—выдыхаем на кончик языка, удерживаем под счет: 1,2,3,4,5 вышли всей семьей гулять.
-Удержание языка на нижних зубах под счет: 1,2,3,4,5 стали девочки играть. -- Наказать непослушный язычок: пя-пя-пя – шлепать губами по спинке языка с выдохом.
-Накачать колесо насосом: зубки сближаем, губки улыбаются, кончик языка упирается в основание нижних зубов, с силой сделать выдох на кончик языка (контроль на тыльную сторону ладони –ССССССС)
- Струйка холодная, тонкая, длинная, проходит по середине языка, как по желобочку стекает водичка.
- Посвистим своих друзей: СССССССС…
4.Характеристика звуков «С-С*» по артикуляционным и акустическим признакам.
Выставляю табличку-опору звука «С»:
-губы в улыбке
-зубы сближены
-кончик языка у основания нижних резцов
-посередине языка идет узкая, холодная, плавная воздушная струя
-голосовые складки не работают, голос не образуется.
Вывод: Звук «С» - согласный, глухой, твердый.
Учитель-дефектолог:-Почему звук «С» согласный? (Ответ: Образуется с преградой, не поется.)
Учитель-дефектолог:-Почему звук «С» глухой? (Ответ: Голосок спит.)
Учитель-дефектолог:-Что меняется в артикуляционном укладе, когда «С» произносим мягко? Сравните «С» и «С*». (Ответ: Когда произносим «С*», язык более напряжен.)
5.Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Развитие просодики.
Учитель-дефектолог:-Повторите за мной, выделяя ударные слоги:
СА-са СА-са СА-са са-СА са-СА са-СА
Сани Сами Сало коСА оСА лиСА
са-СА-са са-СА-са са-СА-са
каСАтка поСАдка наСАдка
са-са-СА са-са-СА са-са-СА
колбаСА полоСА небеСА
Учитель-дефектолог:-Молодцы! Слушаем внимательно, запоминаем, повторяем:
СА-СА-СА СА-СА-СА – укусила в нос оса,
СО-СО-СО СО-СО-СО – стал мой нос как колесо!
СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
6.Развитие фонематического слуха и восприятия.
Учитель-дефектолог:-Сима и Люся вам прислали задания. Прослушайте слова, поднимите руку, если в слове услышите звук «С»:
Куст, сосна, лоза, осина, шалаш, аист, коса, пшеница, воздух, весна, солнце, жатва, колос, шорох, свежесть, зелень, лес, настроение.
Даю красные квадратики тем, кто ни разу не ошибся.
Учитель-дефектолог:-Вам Люся прислала ловишки. В верхних окошечках «поселите» слова,в которых услышите мягкий по характеру «С», а в нижних – слова с твердым «С». Показываю:
Учитель-дефектолог:-В слове Сима «С» как звучит? (Ответ: Мягко.)
Учитель-дефектолог:-Что смягчило «С»? (Ответ: Гласная «И»)
Учитель-дефектолог:-Значит в каком ряду нужно открыть окошечко? (Ответ: В верхнем.)
Учитель-дефектолог:-А слово «СОМ» куда «поселим»? (Ответ В нижний ряд.)
Учитель-дефектолог:-Почему? (Ответ: Звук «С» твердый.)
Учитель-дефектолог:-Правильно! Давайте «расселим» Люсины слова:
Сила, лиса, сало, лось, весна, осень, небеса, синий, свет, солнышко, сосулька, семья, лес, осина. Проверяю, поощряю тех, у кого нет ошибок.
7.Звуковой анализ слов.
Учитель-дефектолог:-Маруся с Асей, играя в мяч, и используя звук «С» придумывали новые слова.Давайте поиграем!
Встаем в кружок, перекидываем мяч; на доску вывешиваются опорные слова.
Учитель-дефектолог:-Поставьте перед словом-«С». С+лава =слава
Лава, тон, вой, ток, лог, тук, кот.
Учитель-дефектолог:-Замените 1-й звук в Марусином слове на «С» МАЛО=САЛО:
Лайка, ранки, Клава, палки, топка, мода.
Учитель-дефектолог:-Замените звук в середине слова на «С»: БАЙКА=БАСКА.
Качка, марка, лапка, парта, сопка,килька.
Учитель-дефектолог:-Замените последний звук в Асиных словах на «С»:ПАР=ПАС.
Бак, век, пек, бил, морж, рейд, таран.
8.Пальчиковая разминка.
Учитель-дефектолог:-Давайте пальчики расслабим, разогреем, активизируем речевые центры.
Раздаю массажеры Су-Джок. Учащиеся делают себе самомассаж.
9.Буква С.
Учитель-дефектолог: -Отгадайте Васину загадку:
«Что за буква светится старым месяцем?» (Ответ: Буква «эс».)
Учитель-дефектолог:-Какой звук обозначает буква «эс»? (Ответ: Согласный, глухой, парный.)
Учитель-дефектолог:-Действительно! Когда луна идет на убыль, можно в небе увидеть образ нашей буквы.
Учитель-дефектолог:-Скажите, в какую сторону д.б. круглая спинка? (Ответ: Влево.)
Учитель-дефектолог:-А ручки и ножки? (Ответ: вправо.)
Учитель-дефектолог: -Правильно! Пальчиком в воздухе пишем полуовал справа налево. Вывешивает образец письменной буквы С.
-Пальчиком в воздухе обводим прописную и строчную буквы.
-Глазками не двигая головой «напишите» в строчку три прописные буквы.
-Носиком три прописные буквы напишите
-Губами три буквы С выведите.
-Правым и левым плечиками поочередно по три буквы С напишите.
-Правым коленом… Левым коленом…
-А теперь возьмите карандаши и вместе со мною нарисуем букву «эС» в тетрадочке, в образе месяца.
10. Реконструкция слов.
· На доске слово СТУПАЛ
Учитель-дефектолог:-«Поменяйте» глазками 2-ю и 4-ю буквы. Какое слово получится? (Ответ: СПУТАЛ.)
Учитель-дефектолог: - Объясните значение каждого слова, изобразите жестами, движениями.
· Перед каждым учеником выкладываются слова из магнитной азбуки:
СТОП, КУСТ, СКОТ, НАСТ, СИЛА, ЛАСКА. Дети читают слова, осмысливают.
Учитель-дефектолог: - Переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились новые, имеющие другое значение слова. СТОП - ПОСТ, КУСТ - СТУК, СКОТ - СТОК, НАСТ - СТАН, СИЛА - ЛИСА, ЛАСКА – СКАЛА.
Ученики читают новые слова, объясняют их значение.
11.Актуализация глагольной лексики. Словообразование приставочным способом действия.
Учитель-дефектолог раздаёт слова ученикам (тёр, мял, мёл, мыл, нёс, дул):
-Вслух не читаем, и друг другу не показываем.
Учитель-дефектолог: -Изобразите свое слово мимикой, жестами, движениями, не называя самого слова. Другие внимательно смотрят и стараются догадаться, что это за слово-действие.
Учитель-дефектолог: -Какой вопрос хочется задать к слову-действию? (Ученики: Что делает?)
Учитель-дефектолог: -Правильно! Вывешивает вопрос Что делал?
Прикрепляет угаданные слова: тёр, мял, мёл, мыл, нёс, дул.
-А если мы добавим приставку С? Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и пишется слитно. Смысл наших слов-действий изменится?
Тёр-стёр, мял-смял, мёл-смёл, мыл-смыл, нёс-снёс, дул-сдул.
Учитель-дефектолог: -Сравним: Толя ЧТО ДЕЛАЛ? – МЯЛ. А теперь: Толя СМЯЛ. Учитель-дефектолог: -Вопрос как будет звучать? (Ученики: ЧТО СДЕЛАЛ?)
Учитель-дефектолог: - Сделаем вывод: Приставка – С дает смысл завершенности действия
На доске приставки: при- под- про- у- пере- до- за- по-.
Учитель-дефектолог: -Отнесем эти приставки к одному слову-действию нёс, и получим новые слова, с другими оттенками значений действий. Проиллюстрируем на примере одного предложения.
На доске картинки:
Вася принес (сапоги отдал) сапоги в мастерскую.
Вася поднес (кому-то помог) сапоги в мастерскую.
Вася пронес (незаметно, осторожно) сапоги в мастерскую.
Вася унес (давно отдал) сапоги в мастерскую.
Вася перенес (из одного помещения в другое) сапоги в мастерскую.
Вася донес (в придачу к туфлям) сапоги в мастерскую.
Вася занес (по пути) сапоги в мастерскую.
Вася понес (сейчас идет туда конкретно) сапоги в мастерскую.
12. Итог.
Учитель-дефектолог: -Ребята, можно ли сказать о Васе и его сестрах «Своя семья – самые верные друзья»? (Ответ: Да.)
-Какой Вася брат? (Ответ: Заботливый, добрый, помогает младшим и старшим.)
-Кто вам помогает, кому вы?
-Какой сегодня звук мы старались говорить хорошо?
-Наверное, те рекомендации, которые мы дадим Асе помогут и Саше, и Сёме, когда они будут учить своих сестренок и племянников правильно произносить звук «С».
-Давайте вспомним алгоритм действий по схеме (положение органов артикуляции).
- Дайте характеристику звука «С». («С» - согласный, глухой, парный, по твердости/мягкости.)
-Молодцы!
Д/з: Постарайтесь «увидеть» как можно больше предметов, действий, явлений в названии которых есть звук «С».
-Спасибо за урок!