Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФИНАНСОВО ГРАМОТЕН – ЗНАЧИТ ЗАЩИЩЁН (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Артемьева Елена Николаевна,
воспитатель,
МАДОУ «Центр развития ребенка-
детский сад №69»,
город Пермь
Финансово грамотен – значит защищён
(из опыта работы)

«Деньги - великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

А.С. Макаренко

Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.
Считая данную проблему актуальной, я пришла к выводу, что формирование финансовой грамотности дошкольников необходимо формировать в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, посредством игр можно обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, обогатить представления об окружающем мире, финансовых потребностях.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики роста финансовой грамотности воспитанников посредством внедрения в образовательную деятельность приёмов игровой технологии.
Для достижения планируемых результатов я поставила для себя следующие задачи: проанализировать особенностей образовательных игр, выстроить систему работы по их организации; создать условия, инициирующие учебное действие в рамках проведения образовательных игр; научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования; научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, аптеке, плата за проезд в транспорте и т. д.).
Эффективному решению поставленных задач способствовала совместная деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании педагог - воспитанник, воспитанники - родители.
В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью в своей работе я использую различные формы работы, при этом учитываю особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.
Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности, поэтому на начальном этапе развивается понимание того, как появились деньги, что такое натуральный обмен, товар, монеты, банк, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги, оплачивают услуги, пополняют банковскую карту денежными средствами.
Дети старшего дошкольного возраста понимают, как можно копить деньги, за счёт чего можно денежные средства сэкономить, соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми, в связи чем может меняться цена товар. Также дети получают элементарные представления о работе банка, сотрудниках банка (консультант, оператор, охранник, кассир), знакомятся с профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, продукцией, выпускаемой на предприятиях, трудовыми действиями по её изготовлению и реализации, учатся понимать значение труда в жизни человека, уважительно относиться людям, которые трудятся и честно получают заработную плату.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Для детей провела цикл занятий, бесед «Профессий много разных есть…», «Банк и банковские услуги», «Деньги, денежки», «История появления денег», «Товар – деньги».
В процессе работы с детьми мы проиграли различные ситуации «Заработанные деньги», «Подарки друзьям», «Богатство Буратино», «Цена товара», «Где купить?» и др. При обсуждении проблемных ситуаций, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растёт и реализуется их творческий потенциал.
Для более успешного понимания и освоения данной темы, с детьми были проведены следующие мероприятия:
·          дидактические игры «Наши покупки», «Что нельзя купить за деньги», «Разложи монеты по достоинству», «Деньги», «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки»
·          словесные игры «Доход - расход», «Вопрос-ответ», Найди лишнее слово», «Мои потребности»..., дети учатся понимать сложный мир предметов, различных вещей, человеческих отношений.
·          просмотр мультфильмов Уроки тётушки Совы «О банке», «Азбука денег. Уроки тётушки Совы», «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Богатый бобрёнок», «Фиксики», «Три кота». Полезный контент позволяет совместить развлечения с обучением, в простой форме знакомив детей с основами финансовой грамотности.
·          сюжетно-ролевые игры «Сбербанк», «Супермаркет», «Собственные покупки», «Кондитерская фабрика», «День рождение»…
·          созданы: - картотека физкультминуток, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, частушек, сказок по экономике, с помощью которых дети учатся бережливости, практичности и расчётливости;
- картотека разрешения проблемных ситуаций на развитие мышления; формирование экономических представлений.
- картотека словаря экономических терминов на обогащение словарного запаса детей новыми словами, обозначающими экономические явления, развитие умения применять их на практике.
- картотека «Экономические задачки», направлена не только на решение, но и своим содержанием знакомит детей с новыми экономическими понятиями.
Конечно же, обучение детей основам финансовой грамотности не было бы реализовано полностью без совместного участия родителей. Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению мною были разработаны консультации «Ребёнок и экономика», «Азы финансовой грамотности для дошкольника», «Разумные потребности», «Как делать деньги?»; даны рекомендации по созданию развивающей среды в домашних условиях; проведены индивидуальные беседы, консультации по данной теме; проведено родительское собрание в нетрадиционной форме «Ярмарка», в ходе которого внимание родителей было привлечено к необходимости экономического воспитания дошкольников.
Эффективное использование всех приёмов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.
Апрель 2021