Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Шулья Л.Г. РАЗВИТИЕ ОСНОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Шулья Людмила Геннадьевна
учитель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 20" имени И.И. Наймушина, Иркутская область, г. Братск

Библиографическое описание: Шулья Л.Г. Развитие основ смыслового чтения в рамках реализации межпредметной интеграции // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

За последнее время статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось.

Проблема чтения нашла свое отражение в следующих документов:

1. «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Срок реализации программы 2007-2020 гг.;

2. ст. 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.

Трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, речи, мышления и воображения). Успешное овладение навыком чтения является показателем общего уровня развития познавательной деятельности ребенка

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и способ общения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Если раньше учитель начальных классов, обучая детей чтению, уделял больше внимания технической стороне чтения, и для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения», то в современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение».

Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её стороне.

Не случайно стандарты включают уровень сформированности навыков смыслового чтения.

Что такое «смысловое чтение»? Это умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты любого стиля, выбирать вид чтения, в зависимости от его цели и т.д.

А что на практике? Как показывает опыт проведения комплексных работ у первоклассников, не все обучающиеся могут извлекать необходимую информацию, допускают ошибки по причине непонимания формулировки заданий, что является одним из показателей несформированности смысловой стороны чтения. Возникла необходимость помимо традиционных приемов работы над чтением использовать приемы и методы инновационных педагогических технологий.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

· понимать текст;

· анализировать;

· сравнивать;

· видоизменять;

· генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Виды смыслового чтения

Выделяют следующие виды чтения:

· просмотровое;

· ознакомительное;

· изучающее;

· рефлексивное.

В ходе педагогической деятельности мною были побраны приемы и методы формирования осознанного чтения.

Приведу примеры некоторых из них.

1. Инсерт

Приём был разработан американскими учёными Д. Воган и Т. Эстес, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл. По их определению, ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.

Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:

V — «Эта информация мне уже известна»;

+ — «Новые факты для меня»;

«У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

2. Стратегия «Плюс, минус, интересно»

Стратегия ПМИ («Плюс, минус, интересно») очень нравится детям, потому что похожа на игру-упражнение. Текст становится не просто набором предложений, а информационно площадкой для поиска плюсов, минусов и интересных фактов. Можно использовать разные виды таблиц. Одна из них - это "ОКНО". Когда мы смотрим в окошко, видим много разного: и хорошего, и негативного, и интересного.





3. «Корзинка идей»

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

· Объявляется тема урока.

· Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.

· Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.

· Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

4. Логические упражнения

ü Что общего в словах и чем они различаются? мел — мель, мал — мял, мыл — мил.

ü Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж

ü Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, жёлтый

ü Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан. (У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов).

ü Путем перестановки букв составь слово. у к л б о к; с н о а с; у п к с.

ü Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. Колос, рота, ваза

ü Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Змея, рама

ü Составь новое слово, взяв последний слог. Мебель, ружьё; соломка, пора, мель;

ü Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. школа — обучение; больница —? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной)

ü Раздели слова на группы. Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец

ü К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик

ü Какая буква лишняя: а у р о ы

5. «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

· явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

· скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

6. «Перепутанные логические цепочки»

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

7. «Сводная таблица»

В своей работе систематический использую прием «Сводная таблица», который позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.

Например, при изучении сказки «Русалочка» Г.Х. Андерсена, мы составляли следующую сводную таблицу.



Линии сравнения

Русалочка

Принц

Ведьма

Жилье

Внешность

Характер

Поступки

Чему можно у героя научиться?

Подводное царство

Жилище ведьмы

Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы…

Морское дно

Сад

Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей…

В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов…

Дом



Также часто на уроках используются следующие приемы, способствующие развитию смыслового чтения:

- поиск лишнего слова,

- поиск антонимов,

- поиск спрятанного слова,

- составление логической цепочки слов,

- выборочное чтение.

Опыт моей работы был представлен на методическом объединении школы, в городе Красноярске на Седьмых Межрегиональьных Чтениях по гуманной педагогике с международным участием в Сибири «Учитель, укажи путь красоты духа!» с мастер-классом «Приемы и дидактические игры для развития смыслового чтения», в рамках конкурса «Учитель года» я проводила методический семинар по данной теме, а также мною был проведен мастер-класс для педагогов города.

В процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки детей, поэтому одна из основных задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

Используя данные приемы в своей педагогической деятельности, мне удалось повысить результаты комплексных работ, которые устанавливают уровень сформированности навыков смыслового чтения.

Умение работать с текстом для выделения необходимой информации.



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Не справились

25%

21%

15%

11%

Допустили ошибки

43%

30%

30%

17%

Справились

32%

49%

55%

72%



Таким образом, работа, направленная на развитие смыслового чтения, оказалась весьма результативной, так как 72% - высокий показатель развития осмысленности чтения.

Активная работа со словом, применение метода «ведение диалога с текстом», развитие читательского воображения являются основными методами и приемами работы по формированию смыслового чтения. Что примечательно, эти приемы можно использовать на всех уроках в начальной школе, что, по сути, является межпредметной интеграцией.

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».

Библиографический список

1. Дозморова Е.В. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики. Методическое пособие для учителей математики–Томск 2008.

2. Проект «Приемы смыслового чтения» Авт. Дозморова Е.В., дир Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc /1464065663.pdf

3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2–е изд. дораб. –М.: Просвещение, 2011.-223 с.

4. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования.- http://www.licey21.edusite.ru/DswMedia/formirovanie-osnov-smyslovogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya.pdf.

5. Технология вариативного обучения / под. ред. Пикан В.В./ Учебно-методическое пособие.: УЦ Перспектива, 2008.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.