Библиографическое описание:
Токманцева Л.И. Технологическая карта урока русского языка // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.
Класс: 2.
Тема: Закрепление по теме «Местоимение».
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Цели урока:
1. Образовательно-развивающие цели:
1.1 Применение учащимися опорных знаний: самостоятельная часть речи, местоимение, имя существительное, глагол, предложение, главные члены, подлежащее, сказуемое.
1.2 Овладение учащимися УУД:
а) познавательными: подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
б) регулятивными: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
самооценка результатов учебного труда.
в) коммуникативными: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи; строить монологическое высказывание.
1.3 Овладение учащимися предметных УУД: определять существенные признаки местоимения, находить местоимения среди других слов, формулировать определение понятий (местоимение, глагол, имя существительное, предложение, главные члены предложения), выделять подлежащее и сказуемое в предложениях, определять способы их выражения.
2. Воспитательные цели:
2.1 Формирование у учащихся мировоззрения на основе категорий: общее – особенное – единичное, единство – многообразие, целое – часть.
2.2 Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
№
Деятельность учителя
Баллы, время
Деятельность учащихся
1. Орг.момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
10 сек.
Знакомство обучающихся с заявкой на оценку и критериями оценки
Заявка на оценку (13 учащихся)
«5» - 23 балла и больше
«4» - 18 -22 балла
«3» - 13 -17 баллов
30 сек.
Учащиеся делают заявку на оценку.
Фиксирование оценки на листе индивидуальных достижений.
2. Повторение опорных понятий.
Задание 1. Обобщите понятия до ближайшего рода.
Я, она, мы, вы, они
- Определите, какова тема сегодняшнего урока.
- Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?
Фронтальная работа.
- Как доказать, что слова я, она, мы, вы, они поехать являются местоимениями? Ответ сформулируйте в форме умозаключения.
- Назовите в определении местоимения родовой признак.
- Назовите видовые признаки местоимения
1 мин.
2 б.
2 мин.
1б.
2б.
1 б.
1 б.
Слова: я, она, мы, вы, они – местоимения
- Тема урока - часть речи местоимение.
- Цели урока – повторить, что такое местоимение, находить местоимения в предложении, отличать местоимения от других частей речи.
- Все слова, которые не называют предмет, а указывают на них, являются местоимениями. Слова я, она, мы, вы, они указывают на предмет. Следовательно, слова я, она, мы, вы, они являются местоимениями.
- Родовой признак местоимений – самостоятельная часть речи.
- Видовые признаки – не называют предмет, а указывает на него
Задание 2. Соотнесите конкретные имена существительные с местоимениями.
1 солнце
А Она
2 кошка
В Он
3 цветок
С Оно
4 небо
5 крыша
6 стол
1.Индивидуальный труд.
2. Фронтальная работа.
Самооценка: поставьте баллы в свой лист достижений.
Верно выполнено задание – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 и больше ошибок – 0 баллов.
- В каких словах у вас были ошибки? Почему так получилось?
5 мин.
1 -2 б. за ответ
3б.
Ответ: 1 - С, 2 – А, 3 – В, 4 – С, 5 – А, 6 – В.
(ответ на слайде – для проверки)
Задание 3. Сформулируйте вопрос-понятие по карточке №1.
- Дайте ответ на поставленный вопрос в виде суждения.
- Как доказать, что слова мы, вы, они являются местоимениями?
1 б.
1 б.
3 б.
В-п: Что называется местоимением? Что является местоимением?
Ответ: Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а указывает на них
- Все слова, которые не называют предмета, а указывают н него, являются местоимением.
Слова мы,вы,они не называют предмета, а указывают на них Следовательно, мы,вы,они являются местоимениями.
3. Закрепление знаний
Задание 4. Выписать все местоимения из предложений.
1.Я взглянул в окно и увидел кошку. 2.Она притаилась за деревом. 3.Вдруг она прыгнула и поймала птичку. 4 Мы выбежали на улицу и отняли птичку. 5. Принес я бедняжку домой. 6. Вскоре она очнулась и улетела.
1. Индивидуальный труд.
2. Простая кооперация: обсудить в группах выписанные местоимения: 1 группа обсуждает местоимения из 1и2 предл.,, 2 группа – из 2 и 3 предл.,, 3 группа – из 4 и 5 предл.
3. Сложная кооперация: представитель каждой группы комментирует, какие местоимения выписали из тех предложений, которые им достались для обсуждения; каждый сравнивает ответ групп со своей инд.работой.
Самооценка: выписали верно 6 местоимений – 3б., 4 -5 местоимений– 2 б., 2-3 местоимения – 1 балл.
- Как доказать, что слова я, она, она, мы, она являются местоимениями?
Ответ сформулируйте в виде умозаключения.
макс.- 6 б
по 1 б. за выступл.
3 б.
Выписали местоимения: я, она, она, мы, я, она
Ответ- умозаключение:
- Все слова, которые не называют предмета, а указывают н него, являются местоимением.
Слова я, мы, она, мы, я не называют предмета, а указывают на них. Следовательно, слова я, мы, она, мы, являются местоимениями.
Задание 5. Спиши предложения, вставь подходящие по смыслу местоимения. Выделите главные члены в каждом предложении, укажите, какой частью речи они выражены.
1) Зимой ____ больше всего люблю кататься на коньках.
2) _____ поможешь мне решить задачу по математике?
3) Около дома _____ посадим пышные георгины.
4) ___ спустился со стебля на листок.
5) _____ помогают садоводам бороться с вредителями.
6) Собрались _____ у своей норки.
Фронтальная беседа:
- Сначала давайте вспомним, что называется предложением?
- Что считается главными членами предложения?
- Как в предложении выделяется подлежащее?
- Как в предложении выделяется сказуемое?
1. Индивидуальный труд.
2. Простая кооперация:
1 группа проверяет 1 предложение.
2 группа – 2 предложение.
3 группа – 3 предложение. А предложений 6!
3. Сложная кооперация: от каждой группы выступает человек, записывает предложение на доске, остальные внимательно слушают, сравнивают свой вариант ответа.
Самооценка: за каждое верно записанное предложение по 2 балла (макс. 6 б.) Предложений 6, если по 2 балла за каждое, то должно быть 12 баллов.
Поставьте свои баллы в лист достижений.
1 – 2 б. за устн.ответ
6 б.
по 1 б. за устн.ответы
6 б.
Проверка со слайдом
Я, ты, мы, он, они, они
- Предложение – это единица языка, которая имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или только одного из них.
- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее в предложении подчёркивается одной линией, сказуемое – двумя линиями.
мест.
гл
гл
Зимой я больше всего люблю кататься на коньках
Около дома мы посадим пышные георгины.
Он спустился со стебля на листок.
Задание 6. Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните, почему оно лишнее. Где слова? Они должны быть здесь.
1. Индивидуальный труд.
2. Простая кооперация. Работа в группах
1 группа проверяет 1 предложение. строку слов
2 группа – 2 предложение. строку слов
3 группа – 3 предложение строку слов
3. Сложная кооперация: от каждой группы выступает человек, называет слово и объясняет почему оно лишнее, остальные внимательно слушают, сравнивают свой вариант ответа
Самооценка: за каждое правильно слово – 1 балл (макс. 3 б.)
Баллы выставляются в лист достижений.
3б
.
Платок, он, облако, обед, тарелка
Я, мы, он, ягода, вы, ты
Желтый, счастливый, желтеет, чудесный
– В первой строке лишнее слово – он, т.к. является местоимением, а остальные слова – имена существительные.
-Во 2 строке лишнее слово-ягода, т.к. является именем сущ., а остальные – местоимения.
-В 3 троке лишщнее слово – желтеет, т.кю это глагол, а остальные слова – имена прилагательные.
4. Обобщение темы урока.
- О какой части речи мы сегодня говорили?
- Какие части речи вы уже изучили?
- Сравните местоимение и имя существительное, используя карточку № 3.
- Найдите общее у данных частей речи.
- Назовите отличие частей речи.
- Достигли мы поставленных целей на уроке?
1 б.
1 б.
по 2 б. за ответ в виде суждения
по 1б.
- Мы сегодня говорили о местоимении.
- Мы уже изучили часть речи - имя существительное, глагол, имя прилагательное
- Сравнивая местоимение и имя существительное, можно сказать, что они являются частью речи.
- Как имя существительное, так и местоимение могут быть использованы для образования предложений.
- Кроме имени существительного, ещё и местоимение является членом предложения.
- Если местоимение не называет на предмет предмета, то имя существительное обозначает предмет.
- Да, достигли. Мы повторили, что такое глагол. Находили глаголы в предложениях, отличали глаголы от имён существительных.
Подведение итогов.
Подсчёт баллов, заработанных на уроке.
Соотнесение учениками набранного количества баллов с заявкой на оценку.
Выявление учащихся, получивших запланированную оценку.
Выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной.
Обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки.
5. Домашнее задание.
1 мин.
Учащиеся записывают в дневник задание.
Библиографический список
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. учебник для общеобразовательных организаций Русский язык, 2 класс. Москва «Просвещение», 2017
2. Ковель М.И., Г.В. Глинкина Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на основе способа диалектического обучения; Красноярск- 2017, 208 с.
Токманцева Л.И. Технологическая карта урока русского языка // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.
Класс: 2.
Тема: Закрепление по теме «Местоимение».
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Цели урока:
1. Образовательно-развивающие цели:
1.1 Применение учащимися опорных знаний: самостоятельная часть речи, местоимение, имя существительное, глагол, предложение, главные члены, подлежащее, сказуемое.
1.2 Овладение учащимися УУД:
а) познавательными: подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
б) регулятивными: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
самооценка результатов учебного труда.
в) коммуникативными: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи; строить монологическое высказывание.
1.3 Овладение учащимися предметных УУД: определять существенные признаки местоимения, находить местоимения среди других слов, формулировать определение понятий (местоимение, глагол, имя существительное, предложение, главные члены предложения), выделять подлежащее и сказуемое в предложениях, определять способы их выражения.
2. Воспитательные цели:
2.1 Формирование у учащихся мировоззрения на основе категорий: общее – особенное – единичное, единство – многообразие, целое – часть.
2.2 Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
№
Деятельность учителя
Баллы, время
Деятельность учащихся
1. Орг.момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
10 сек.
Знакомство обучающихся с заявкой на оценку и критериями оценки
Заявка на оценку (13 учащихся)
«5» - 23 балла и больше
«4» - 18 -22 балла
«3» - 13 -17 баллов
30 сек.
Учащиеся делают заявку на оценку.
Фиксирование оценки на листе индивидуальных достижений.
2. Повторение опорных понятий.
Задание 1. Обобщите понятия до ближайшего рода.
Я, она, мы, вы, они
- Определите, какова тема сегодняшнего урока.
- Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?
Фронтальная работа.
- Как доказать, что слова я, она, мы, вы, они поехать являются местоимениями? Ответ сформулируйте в форме умозаключения.
- Назовите в определении местоимения родовой признак.
- Назовите видовые признаки местоимения
1 мин.
2 б.
2 мин.
1б.
2б.
1 б.
1 б.
Слова: я, она, мы, вы, они – местоимения
- Тема урока - часть речи местоимение.
- Цели урока – повторить, что такое местоимение, находить местоимения в предложении, отличать местоимения от других частей речи.
- Все слова, которые не называют предмет, а указывают на них, являются местоимениями. Слова я, она, мы, вы, они указывают на предмет. Следовательно, слова я, она, мы, вы, они являются местоимениями.
- Родовой признак местоимений – самостоятельная часть речи.
- Видовые признаки – не называют предмет, а указывает на него
Задание 2. Соотнесите конкретные имена существительные с местоимениями.
1 солнце
А Она
2 кошка
В Он
3 цветок
С Оно
4 небо
5 крыша
6 стол
1.Индивидуальный труд.
2. Фронтальная работа.
Самооценка: поставьте баллы в свой лист достижений.
Верно выполнено задание – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 и больше ошибок – 0 баллов.
- В каких словах у вас были ошибки? Почему так получилось?
5 мин.
1 -2 б. за ответ
3б.
Ответ: 1 - С, 2 – А, 3 – В, 4 – С, 5 – А, 6 – В.
(ответ на слайде – для проверки)
Задание 3. Сформулируйте вопрос-понятие по карточке №1.
- Дайте ответ на поставленный вопрос в виде суждения.
- Как доказать, что слова мы, вы, они являются местоимениями?
1 б.
1 б.
3 б.
В-п: Что называется местоимением? Что является местоимением?
Ответ: Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а указывает на них
- Все слова, которые не называют предмета, а указывают н него, являются местоимением.
Слова мы,вы,они не называют предмета, а указывают на них Следовательно, мы,вы,они являются местоимениями.
3. Закрепление знаний
Задание 4. Выписать все местоимения из предложений.
1.Я взглянул в окно и увидел кошку. 2.Она притаилась за деревом. 3.Вдруг она прыгнула и поймала птичку. 4 Мы выбежали на улицу и отняли птичку. 5. Принес я бедняжку домой. 6. Вскоре она очнулась и улетела.
1. Индивидуальный труд.
2. Простая кооперация: обсудить в группах выписанные местоимения: 1 группа обсуждает местоимения из 1и2 предл.,, 2 группа – из 2 и 3 предл.,, 3 группа – из 4 и 5 предл.
3. Сложная кооперация: представитель каждой группы комментирует, какие местоимения выписали из тех предложений, которые им достались для обсуждения; каждый сравнивает ответ групп со своей инд.работой.
Самооценка: выписали верно 6 местоимений – 3б., 4 -5 местоимений– 2 б., 2-3 местоимения – 1 балл.
- Как доказать, что слова я, она, она, мы, она являются местоимениями?
Ответ сформулируйте в виде умозаключения.
макс.- 6 б
по 1 б. за выступл.
3 б.
Выписали местоимения: я, она, она, мы, я, она
Ответ- умозаключение:
- Все слова, которые не называют предмета, а указывают н него, являются местоимением.
Слова я, мы, она, мы, я не называют предмета, а указывают на них. Следовательно, слова я, мы, она, мы, являются местоимениями.
Задание 5. Спиши предложения, вставь подходящие по смыслу местоимения. Выделите главные члены в каждом предложении, укажите, какой частью речи они выражены.
1) Зимой ____ больше всего люблю кататься на коньках.
2) _____ поможешь мне решить задачу по математике?
3) Около дома _____ посадим пышные георгины.
4) ___ спустился со стебля на листок.
5) _____ помогают садоводам бороться с вредителями.
6) Собрались _____ у своей норки.
Фронтальная беседа:
- Сначала давайте вспомним, что называется предложением?
- Что считается главными членами предложения?
- Как в предложении выделяется подлежащее?
- Как в предложении выделяется сказуемое?
1. Индивидуальный труд.
2. Простая кооперация:
1 группа проверяет 1 предложение.
2 группа – 2 предложение.
3 группа – 3 предложение. А предложений 6!
3. Сложная кооперация: от каждой группы выступает человек, записывает предложение на доске, остальные внимательно слушают, сравнивают свой вариант ответа.
Самооценка: за каждое верно записанное предложение по 2 балла (макс. 6 б.) Предложений 6, если по 2 балла за каждое, то должно быть 12 баллов.
Поставьте свои баллы в лист достижений.
1 – 2 б. за устн.ответ
6 б.
по 1 б. за устн.ответы
6 б.
Проверка со слайдом
Я, ты, мы, он, они, они
- Предложение – это единица языка, которая имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или только одного из них.
- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее в предложении подчёркивается одной линией, сказуемое – двумя линиями.
мест.
гл
гл
Зимой я больше всего люблю кататься на коньках
Около дома мы посадим пышные георгины.
Он спустился со стебля на листок.
Задание 6. Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните, почему оно лишнее. Где слова? Они должны быть здесь.
1. Индивидуальный труд.
2. Простая кооперация. Работа в группах
1 группа проверяет 1 предложение. строку слов
2 группа – 2 предложение. строку слов
3 группа – 3 предложение строку слов
3. Сложная кооперация: от каждой группы выступает человек, называет слово и объясняет почему оно лишнее, остальные внимательно слушают, сравнивают свой вариант ответа
Самооценка: за каждое правильно слово – 1 балл (макс. 3 б.)
Баллы выставляются в лист достижений.
3б
.
Платок, он, облако, обед, тарелка
Я, мы, он, ягода, вы, ты
Желтый, счастливый, желтеет, чудесный
– В первой строке лишнее слово – он, т.к. является местоимением, а остальные слова – имена существительные.
-Во 2 строке лишнее слово-ягода, т.к. является именем сущ., а остальные – местоимения.
-В 3 троке лишщнее слово – желтеет, т.кю это глагол, а остальные слова – имена прилагательные.
4. Обобщение темы урока.
- О какой части речи мы сегодня говорили?
- Какие части речи вы уже изучили?
- Сравните местоимение и имя существительное, используя карточку № 3.
- Найдите общее у данных частей речи.
- Назовите отличие частей речи.
- Достигли мы поставленных целей на уроке?
1 б.
1 б.
по 2 б. за ответ в виде суждения
по 1б.
- Мы сегодня говорили о местоимении.
- Мы уже изучили часть речи - имя существительное, глагол, имя прилагательное
- Сравнивая местоимение и имя существительное, можно сказать, что они являются частью речи.
- Как имя существительное, так и местоимение могут быть использованы для образования предложений.
- Кроме имени существительного, ещё и местоимение является членом предложения.
- Если местоимение не называет на предмет предмета, то имя существительное обозначает предмет.
- Да, достигли. Мы повторили, что такое глагол. Находили глаголы в предложениях, отличали глаголы от имён существительных.
Подведение итогов.
Подсчёт баллов, заработанных на уроке.
Соотнесение учениками набранного количества баллов с заявкой на оценку.
Выявление учащихся, получивших запланированную оценку.
Выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной.
Обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки.
5. Домашнее задание.
1 мин.
Учащиеся записывают в дневник задание.
Библиографический список
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. учебник для общеобразовательных организаций Русский язык, 2 класс. Москва «Просвещение», 2017
2. Ковель М.И., Г.В. Глинкина Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на основе способа диалектического обучения; Красноярск- 2017, 208 с.