Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТМНР

Щепоткина Ольга Степановна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад №162,
г. Архангельск
Особенности изобразительной деятельности детей с ТМНР
Современные специальная педагогика и психология в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Изобразительная деятельность для детей с ОВЗ имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности, воспитанию положительных навыков и привычек.
За время моей работы с детьми с детьми ОВЗ группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития, я отметила, что многие дети не проявляют интерес к рисованию у детей рассеянное внимание, наблюдается плохая координация, слабо развита мелкая моторика, нет осознанной необходимости воспринять предмет или материал.
Наиболее эффективный прием, используемый при рисовании с детьми с ТМНР - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Рисование является доступным и естественным для ребенка видом деятельности. А использование нетрадиционных техник в рисовании не требует от ребенка развитых художественных способностей, но при этом позволяет получить разнообразные терапевтические и развивающие эффекты.
Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Нетрадиционные способы изображения доступны для детей с ТМНР.
Самим детям не важен результат их работы главное-процесс, ведь именно сам процесс доставляет детям удовольствие, позволяет работать им спокойно и расслабленно. Я всегда даю их работам положительную оценку и хвалю всех за участие в процессе.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, доставляет им много положительных эмоций.
Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть возможности ребенка, позволяют почувствовать их характер, настроение.
Работа с нетрадиционными техниками стимулируют положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования, способствует повышению уровня развития зрительно- моторной координации и коррекции мелкой моторики рук. Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.
Работа с детьми состоит из трех этапов:
На первом этапе дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения: рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками, штампами. На данном этапе главное, чтобы дети преодолели боязнь запачкаться краской. В результате ребенок будет с интересом делать отпечатки на листе бумаги ладошкой и рисовать пальчиками. Также детям нравится рисовать, используя штампы, так как они дают возможность ребенку любым уровнем сформированности изобразительных навыков сделать свой рисунок ярким, интересным.
На втором этапе дети знакомятся с более сложными видами техник: рисование нитками, монотипия, кляксография… Дети учатся исследовательским действиям, познают свойства материалов, познают разнообразие способов рисования. Следует отметить, что в зависимости от возраста, интеллектуального и физического развития детей способы рисования могут быть различными по своей сложности.
На третьем этапе используются смешанные техники, а также коллективное рисование. Детям предоставляется свободный выбор изобразительных материалов и тем для творчества
Для успешной изобразительной деятельности каждого ребёнка, независимо от его умственных и моторных возможностей и способностей, необходимыми условиями являются:
·           Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы;
·           Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей;
·           Организация предметной среды;
·           Обязательная совместная деятельность детей и педагогов
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Из практического опыта работы с детьми с ТМНР, можно сделать выводы, что применение нетрадиционных техник рисования, используемых при обучении в изобразительной деятельности, способствуют обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на развитие творческих способностей детей.
У воспитанников улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, дети более продолжительное время могут удерживать внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая деятельность, дети становятся более самостоятельными, улучшается качество их жизни.

Апрель 2021