Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Виссарионова Е.В. ИЗУЧЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ СЕМЬИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Виссарионова Елена Валерьевна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова", Чувашская Республика, пгт Урмары

Библиографическое описание: Виссарионова Е.В. Изучение родословной семьи как основа формирования духовно-нравственных представлений учащихся // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

Семья – это «храм» духовности и нравственности, который созидают совместными усилиями члены семьи. Каждая семья представляет собой неповторимое сочетание индивидуальностей, характеров и нравов, но, несмотря на такие значимые особенности, является частью общества, которое регламентирует правила поведения и в значительной степени определяет ценностные ориентиры. Если по какой – либо причине семья не разделяет созданных обществом ценностей, не вписывается в его нормы, то и дети в такой семье не усваивают необходимых ценностей и норм и отличаются от сверстников отклоняющимся поведением. В последствии их относят к статусу девиантов и\или деликвентов и не принимают в желаемую ими социальную группу. Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время, отклоняющееся поведение присуще детям и из внешне благополучных семей, не уделяющих достаточного внимания нравственным, этическим, моральным компонентам воспитания. Оно ярко проявляется как в конкретных действиях, так и в их представлениях о ценностных идеалах и нравственных ориентирах. Если родители бездуховны, уделяют большую часть времени накоплению материальных ценностей, то, естественно, они недодают своим детям эмоционально насыщенного общения. Чем чаще мы сталкиваемся с проявлением безответственного отношения к воспитанию, тем реже мы будем встречать людей, поведение которых эквивалентно нравственным требованиям. В подобных условиях ещё более значительным становится роль школы в пропаганде общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров не только среди учащихся, но и среди их родителей.

При определении содержания нравственного просвещения детей, учителю важно знать какие духовно-нравственные представления дети уже имеют. Важным источником накопления знаний является знакомство с окружающим миром. Ещё более важный источник – осмысление детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Опыт просветительской работы среди родителей даёт основания предположить, что для современных родителей духовно – нравственное воспитание является наиболее сложным моментом. Сегодня родители в большей степени озабочены накоплением детьми конкретных знаний, а волнующие разговоры о человеческой сущности, добродетелях ведутся крайне редко.

Связь поколений, знание своих корней, понимание, какие люди окружают ребёнка, какое место в истории своей страны или малой родины занимают близкие люди, семья – это очень значимый момент в воспитании. Ещё А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». К десяти годам учащиеся начальной школы вполне способны понимать и правильно оценивать духовно-нравственные нормы. Изучение родословной каждого ребёнка целесообразно начинать именно в этом возрасте. В наше время проблема изучения истории своей семьи наиболее актуальна, так как семьи в современном мире теряют связь поколений. Общение сведено минимуму не только между дальними, но и между близкими родственниками. Изучение родословной семьи способствует более тесному общению её членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает её культурный уровень. «История должна давать нравственные уроки и задачи». Эти слова русского философа Павла Флоренского как нельзя лучше подтверждают то, что история отдельно взятой семьи и история всего государства в целом тесно связаны. Конечно, детям самостоятельно составить родословную невозможно, поэтому здесь нужна огромная помощь родителей. К 35-40 годам интерес к истории своих корней у людей большой и достаточно устойчивый, поэтому родители, а также старшее поколение, активно включаются в изучение родословной. Совместная работа помогает сблизить членов семьи, помогает посмотреть друг на друга по-новому. Дети с удивлением узнают многие детали из жизни своих родных. Начинают гордиться успехами и достижениями мам, пап, бабушек и дедушек. Работа по изучению родословной семьи начинается с постановки следующих задач:

· Объединение членов семьи общими интересами.

· Формирование умения работать с архивными документами (в том числе и в семейном архиве).

· Развитие умения анализировать, систематизировать, оформлять полученный материал.

· Повышение интеллектуального и культурного уровня.

· Использование возможностей компьютера, обучение выполнению компьютерных презентаций.

· Укрепление связи семьи и школы.

Работа строится на изучении таких понятий как «генеалогия», «родословная», «род», «поколение», «потомство», «предок». Изучается возникновение фамилий, степени родства, профессии членов семьи, семейные традиции и праздники, увлечения, реликвии. Большой интерес у детей вызывает выполнение герба семьи и составление девиза. Эта работа подразумевает изучение такой науки, как геральдика. Тематика классных часов, которые проводятся 1 – 2 раза в месяц, такова:

Кто я, что означает моё имя, фамилия?

Место, где я живу.

«Лента моей жизни».

Мои родители, их профессии.

Старшенькие и младшенькие - мои братья и сёстры.

Чем интересны и знамениты мои бабушки и дедушки. Их близкая родня.

Семейные традиции и праздники.

Моя семья. Кто кем кому приходится? (Зять, свекровь, золовка, деверь, и т.д.)

Великая Отечественная война. Какой след она оставила в моей семье.

Составление генеалогического древа.

Наш фамильный флаг и герб. Девиз нашей семьи.

Люди, которым я обязан своей жизнью.

Эта работа помогает многим детям понять значимость семьи, родителям найти общие темы для бесед с ребёнком, учителю лучше узнать семьи. Всё больше учёных – педагогов и учителей приходят к общему пониманию модернизации образования: от человека образованного к человеку культуры, т. е. субъекту, творящему особый мир культуры, главному действующему лицу исторического прогресса.