Виссарионова Елена Валерьевна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова", Чувашская Республика, пгт Урмары
Библиографическое описание: Виссарионова Е.В. Изучение родословной семьи как основа формирования духовно-нравственных представлений учащихся // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.
Семья – это «храм» духовности и нравственности, который созидают совместными усилиями члены семьи. Каждая семья представляет собой неповторимое сочетание индивидуальностей, характеров и нравов, но, несмотря на такие значимые особенности, является частью общества, которое регламентирует правила поведения и в значительной степени определяет ценностные ориентиры. Если по какой – либо причине семья не разделяет созданных обществом ценностей, не вписывается в его нормы, то и дети в такой семье не усваивают необходимых ценностей и норм и отличаются от сверстников отклоняющимся поведением. В последствии их относят к статусу девиантов и\или деликвентов и не принимают в желаемую ими социальную группу. Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время, отклоняющееся поведение присуще детям и из внешне благополучных семей, не уделяющих достаточного внимания нравственным, этическим, моральным компонентам воспитания. Оно ярко проявляется как в конкретных действиях, так и в их представлениях о ценностных идеалах и нравственных ориентирах. Если родители бездуховны, уделяют большую часть времени накоплению материальных ценностей, то, естественно, они недодают своим детям эмоционально насыщенного общения. Чем чаще мы сталкиваемся с проявлением безответственного отношения к воспитанию, тем реже мы будем встречать людей, поведение которых эквивалентно нравственным требованиям. В подобных условиях ещё более значительным становится роль школы в пропаганде общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров не только среди учащихся, но и среди их родителей.
При определении содержания нравственного просвещения детей, учителю важно знать какие духовно-нравственные представления дети уже имеют. Важным источником накопления знаний является знакомство с окружающим миром. Ещё более важный источник – осмысление детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Опыт просветительской работы среди родителей даёт основания предположить, что для современных родителей духовно – нравственное воспитание является наиболее сложным моментом. Сегодня родители в большей степени озабочены накоплением детьми конкретных знаний, а волнующие разговоры о человеческой сущности, добродетелях ведутся крайне редко.
Связь поколений, знание своих корней, понимание, какие люди окружают ребёнка, какое место в истории своей страны или малой родины занимают близкие люди, семья – это очень значимый момент в воспитании. Ещё А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». К десяти годам учащиеся начальной школы вполне способны понимать и правильно оценивать духовно-нравственные нормы. Изучение родословной каждого ребёнка целесообразно начинать именно в этом возрасте. В наше время проблема изучения истории своей семьи наиболее актуальна, так как семьи в современном мире теряют связь поколений. Общение сведено минимуму не только между дальними, но и между близкими родственниками. Изучение родословной семьи способствует более тесному общению её членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает её культурный уровень. «История должна давать нравственные уроки и задачи». Эти слова русского философа Павла Флоренского как нельзя лучше подтверждают то, что история отдельно взятой семьи и история всего государства в целом тесно связаны. Конечно, детям самостоятельно составить родословную невозможно, поэтому здесь нужна огромная помощь родителей. К 35-40 годам интерес к истории своих корней у людей большой и достаточно устойчивый, поэтому родители, а также старшее поколение, активно включаются в изучение родословной. Совместная работа помогает сблизить членов семьи, помогает посмотреть друг на друга по-новому. Дети с удивлением узнают многие детали из жизни своих родных. Начинают гордиться успехами и достижениями мам, пап, бабушек и дедушек. Работа по изучению родословной семьи начинается с постановки следующих задач:
· Объединение членов семьи общими интересами.
· Формирование умения работать с архивными документами (в том числе и в семейном архиве).
· Развитие умения анализировать, систематизировать, оформлять полученный материал.
· Повышение интеллектуального и культурного уровня.
· Использование возможностей компьютера, обучение выполнению компьютерных презентаций.
· Укрепление связи семьи и школы.
Работа строится на изучении таких понятий как «генеалогия», «родословная», «род», «поколение», «потомство», «предок». Изучается возникновение фамилий, степени родства, профессии членов семьи, семейные традиции и праздники, увлечения, реликвии. Большой интерес у детей вызывает выполнение герба семьи и составление девиза. Эта работа подразумевает изучение такой науки, как геральдика. Тематика классных часов, которые проводятся 1 – 2 раза в месяц, такова:
Кто я, что означает моё имя, фамилия?
Место, где я живу.
«Лента моей жизни».
Мои родители, их профессии.
Старшенькие и младшенькие - мои братья и сёстры.
Чем интересны и знамениты мои бабушки и дедушки. Их близкая родня.
Семейные традиции и праздники.
Моя семья. Кто кем кому приходится? (Зять, свекровь, золовка, деверь, и т.д.)
Великая Отечественная война. Какой след она оставила в моей семье.
Составление генеалогического древа.
Наш фамильный флаг и герб. Девиз нашей семьи.
Люди, которым я обязан своей жизнью.
Эта работа помогает многим детям понять значимость семьи, родителям найти общие темы для бесед с ребёнком, учителю лучше узнать семьи. Всё больше учёных – педагогов и учителей приходят к общему пониманию модернизации образования: от человека образованного к человеку культуры, т. е. субъекту, творящему особый мир культуры, главному действующему лицу исторического прогресса.
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова", Чувашская Республика, пгт Урмары
Библиографическое описание: Виссарионова Е.В. Изучение родословной семьи как основа формирования духовно-нравственных представлений учащихся // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.
Семья – это «храм» духовности и нравственности, который созидают совместными усилиями члены семьи. Каждая семья представляет собой неповторимое сочетание индивидуальностей, характеров и нравов, но, несмотря на такие значимые особенности, является частью общества, которое регламентирует правила поведения и в значительной степени определяет ценностные ориентиры. Если по какой – либо причине семья не разделяет созданных обществом ценностей, не вписывается в его нормы, то и дети в такой семье не усваивают необходимых ценностей и норм и отличаются от сверстников отклоняющимся поведением. В последствии их относят к статусу девиантов и\или деликвентов и не принимают в желаемую ими социальную группу. Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время, отклоняющееся поведение присуще детям и из внешне благополучных семей, не уделяющих достаточного внимания нравственным, этическим, моральным компонентам воспитания. Оно ярко проявляется как в конкретных действиях, так и в их представлениях о ценностных идеалах и нравственных ориентирах. Если родители бездуховны, уделяют большую часть времени накоплению материальных ценностей, то, естественно, они недодают своим детям эмоционально насыщенного общения. Чем чаще мы сталкиваемся с проявлением безответственного отношения к воспитанию, тем реже мы будем встречать людей, поведение которых эквивалентно нравственным требованиям. В подобных условиях ещё более значительным становится роль школы в пропаганде общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров не только среди учащихся, но и среди их родителей.
При определении содержания нравственного просвещения детей, учителю важно знать какие духовно-нравственные представления дети уже имеют. Важным источником накопления знаний является знакомство с окружающим миром. Ещё более важный источник – осмысление детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Опыт просветительской работы среди родителей даёт основания предположить, что для современных родителей духовно – нравственное воспитание является наиболее сложным моментом. Сегодня родители в большей степени озабочены накоплением детьми конкретных знаний, а волнующие разговоры о человеческой сущности, добродетелях ведутся крайне редко.
Связь поколений, знание своих корней, понимание, какие люди окружают ребёнка, какое место в истории своей страны или малой родины занимают близкие люди, семья – это очень значимый момент в воспитании. Ещё А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». К десяти годам учащиеся начальной школы вполне способны понимать и правильно оценивать духовно-нравственные нормы. Изучение родословной каждого ребёнка целесообразно начинать именно в этом возрасте. В наше время проблема изучения истории своей семьи наиболее актуальна, так как семьи в современном мире теряют связь поколений. Общение сведено минимуму не только между дальними, но и между близкими родственниками. Изучение родословной семьи способствует более тесному общению её членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает её культурный уровень. «История должна давать нравственные уроки и задачи». Эти слова русского философа Павла Флоренского как нельзя лучше подтверждают то, что история отдельно взятой семьи и история всего государства в целом тесно связаны. Конечно, детям самостоятельно составить родословную невозможно, поэтому здесь нужна огромная помощь родителей. К 35-40 годам интерес к истории своих корней у людей большой и достаточно устойчивый, поэтому родители, а также старшее поколение, активно включаются в изучение родословной. Совместная работа помогает сблизить членов семьи, помогает посмотреть друг на друга по-новому. Дети с удивлением узнают многие детали из жизни своих родных. Начинают гордиться успехами и достижениями мам, пап, бабушек и дедушек. Работа по изучению родословной семьи начинается с постановки следующих задач:
· Объединение членов семьи общими интересами.
· Формирование умения работать с архивными документами (в том числе и в семейном архиве).
· Развитие умения анализировать, систематизировать, оформлять полученный материал.
· Повышение интеллектуального и культурного уровня.
· Использование возможностей компьютера, обучение выполнению компьютерных презентаций.
· Укрепление связи семьи и школы.
Работа строится на изучении таких понятий как «генеалогия», «родословная», «род», «поколение», «потомство», «предок». Изучается возникновение фамилий, степени родства, профессии членов семьи, семейные традиции и праздники, увлечения, реликвии. Большой интерес у детей вызывает выполнение герба семьи и составление девиза. Эта работа подразумевает изучение такой науки, как геральдика. Тематика классных часов, которые проводятся 1 – 2 раза в месяц, такова:
Кто я, что означает моё имя, фамилия?
Место, где я живу.
«Лента моей жизни».
Мои родители, их профессии.
Старшенькие и младшенькие - мои братья и сёстры.
Чем интересны и знамениты мои бабушки и дедушки. Их близкая родня.
Семейные традиции и праздники.
Моя семья. Кто кем кому приходится? (Зять, свекровь, золовка, деверь, и т.д.)
Великая Отечественная война. Какой след она оставила в моей семье.
Составление генеалогического древа.
Наш фамильный флаг и герб. Девиз нашей семьи.
Люди, которым я обязан своей жизнью.
Эта работа помогает многим детям понять значимость семьи, родителям найти общие темы для бесед с ребёнком, учителю лучше узнать семьи. Всё больше учёных – педагогов и учителей приходят к общему пониманию модернизации образования: от человека образованного к человеку культуры, т. е. субъекту, творящему особый мир культуры, главному действующему лицу исторического прогресса.