учитель английского языка,
МБОУ «СШ 21 им. В. Овсянникова-Заярского»,
г. Нижневартовск
Обучение детей с задержкой психического развития на уроках английского языка
Задержка психического развития, сточки зрения психологии, рассматривается как один из вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся случаи замедленного психического развития, а также относительно стойкие состояния недостаточной сформированности эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.
Особенностью развития детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.
При задержке психического развития происходит деформация в различных сферах: эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем и учебной деятельностью. Эти особенности не позволяют ребенку с ЗПР успешно справляться с теми требованиями и задачами, которые предъявляет общество. В связи с тем, что у обучающихся с ЗПР слабо развита произвольная сфера (усидчивость, умение переключать внимание, сосредотачиваться), они очень быстро устают и истощаются, у них наблюдается снижение познавательной активности, повышенная отвлекаемость. В обучении школьников с ЗПР следует использовать особые методы и приемы обучения.
Основные направления работы по адаптации образовательной программы для обучающегося с ОВЗ с ЗПР заключаются в создании «безбарьерной среды», проведении коррекционно-развивающей работы, адаптации содержания образовательной программы, социальной адаптации.
Обучая детей с задержкой психического развития необходимо использовать не только основную образовательную программу, но и адаптированные, коррекционные и индивидуальные образовательные программы. Проведение коррекционно-развивающей работы заключается в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, с учетом психофизических особенностей развития и индивидуальных возможностей обучающихся, а также в разработке и реализации индивидуальных учебных планов, организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Необходимо также оказывать родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативную и методическую помощь по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Социальной адаптация, которая происходит в рамках внеурочной деятельности играет важную роль. В рамках внеурочной деятельности осуществляется развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся с ЗПР, организация их свободного времени. Происходит творческая самореализация обучающихся в комфортной развивающей среде, формируется позитивное отношение к окружающей действительности. В процессе активного взаимодействия со сверстниками и педагогами осуществляется социальное становление обучающегося, осознание своей роли в обществе.
Для успешного освоения обучающимися с ЗПР учебного материала по предмету «английский язык» необходима коррекционная работа для нормализации их деятельности, а именно: преподнесение учебного материала дозированно, небольшими объемами, постепенное усложнение материала, выполнение задания с опорой на образец (шаблон), применение большого количества наглядного материала. Также педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ, учитывая все особенности интеллектуальной и личностной сферы обучающегося, проявлять педагогический такт, предотвращать наступление утомляемости.
Коррекция на уроках английского языка заключаются в развитии памяти и внимания, развитие фонетико-фонематических представлений, развитие основных мыслительных операций, развитие наглядно-образного мышления, коррекция и развитие речи, помощь в устранении индивидуальных пробелов в знаниях.
Так, например, при проведении урока английского языка в 6 классе по теме «Школьные предметы» (School subjects), обучающимся с ОВЗ могут быть предложены следующие задания: 1) перечислить названия школьных предметов с опорой на картинки. Если обучающийся испытывает трудности, то ему можно предложить карточки с русской транслитерацией. Учителю можно назвать нужное слово, а задача обучающегося – повторить его. Тем самым обучающийся учится слушать и слышать учителя, строить ответы на вопросы. 2) Работая с диалогической речью в парах, задавая вопрос собеседнику «Какой твой любимый школьный предмет?» (What is your favorite school subject?), обучающемуся с ОВЗ может быть предложена опорная карточка с грамматической структурой вопроса, а обучающемуся необходимо вставить нужные слова в структуру и попробовать самостоятельно дать ответ. В ходе парной работы у обучающегося с ОВЗ формируются коммуникативные навыки, навыки социальной адаптации, учатся задавать вопросы и отвечать на них.
Таким образом, при проведении занятий с обучающимся с задержкой психического развития, учителю важно создавать проблемные учебные ситуации, применять игровых технологий, использовать на уроке дидактические упражнения и игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.