Библиографическое описание:
Урумова А.В. Исследовательская работа по теме "Плесень: польза или вред" // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Муниципальный фестиваль исследовательских работ и творческих проектов школьников «Леонардо»
Тема:
«Плесень: польза или вред»
Направление: химическое.
Автор:
Кулаев Давид
МБОУ СОШ №1
3 – Б класс
г.Ардон
Руководитель:
учитель начальных классов
Урумова Альбина Владимировна
1.Введение.
Актуальность темы.
Однажды, плесень выросла в стакане с разведёнными дрожжами, оставленной на столе на выходные. Она появилась за 2 дня, пока нас не было дома. И стала разрастаться с неимоверной скоростью. Мы с мамой решили оставить и понаблюдать, т. к. у меня это вызвало интерес. Я наблюдал за ростом плесени 7 дней. Через неделю мы с мамой её достали из стакана на тарелку.
При этом заметили, что с её поверхности распространяется серо-зелёный «дымок» и почувствовали запах. Что это за «дымок»?
Я много раз видел плесень и раньше, но самое интересное началось после того, как я решил посмотрел на неё сквозь увеличительное стекло. Увиденное с помощью лупы, меня заинтересовало и в голове возникло очень много вопросов.
Эта история подтолкнула меня к созданию этой работы.
Цель работы: выяснить какое место плесень занимает в мире живых организмов, какими свойствами обладает, приносит вред или пользу людям.
Задачи:
изучить строение плесени;
изучить особенности развития и размножения;
выяснить и изучить её влияние на окружающий мир и человека.
Гипотезы:
Является ли плесень живым организмом?
Плесень – относится к царству грибов. Значит, у них есть что-то общее?
Для роста плесени нужны определённые условия.
Плесень играет определённую роль в жизни человека и
сопровождает нас повсюду. Опасная или добрая она соседка?
2.Роль плесени в жизни человека.
В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии. Вскоре Флеминг определил, что грибок с таким необычным поведением относится к виду пеницилл, и начал экспериментировать. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии. Так был открыт антибиотик –пенициллин. Это открытие произвело революцию в медицине. Позволяет вылечивать многие заболевания.
Чтобы облегчить описание живого мира, учёные объединили живые существа в группы им подобным. Самые большие группы назвали царствами. Все животные входят в животное царство, растения – в царство растений. С развитием науки, в том числе биологии, в мире стали выделять ещё два царства: царство бактерий и царство грибов. Так к какому же из них относится плесень? Я попробовал это выяснить.
3.Опыты
Опыт № 1.
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом.
Оборудование: кусочек варёной тыквы, кастрюля с крышкой.
Описание опыта: отварив кусочек тыквы, я оставил её в кастрюле с
закрытой крышкой. Каждый день наблюдал за ней, фотографировал
изменения. На третий день я заметил изменения.
На пятый день плесень заняла всю поверхность кусочка тыквы.
Вывод:плесень растет! Значит – это живой организм!
Что и требовалось доказать.
К какой группе живых организмов относится плесень.
Я предположил, что плесень относится к царству растений, значит, питание должно происходить через процесс фотосинтеза, но она может расти в полной темноте, для её роста не нужен солнечныйсвет.
Вывод: к царству растений она не относится.
Я предположил, что плесень относится к царству животных, значит, она должна питаться готовыми органическими веществами,заглатывая частицы пищи, но, например, плесень питалась за счёткусочка тыквы, готовыми органическими веществами, незаглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своейповерхностью.Во-вторых, животные не ограниченны в движении, а плесеньпередвигаться не может. В-третьих, у животных ограничен рост, а, наблюдая за плесенью, я убедился, что она растёт постоянно и быстро.
Вывод:плесень не относится к животным.
Следующее царство, с которым я сравнивал – царство бактерий. Из литературы «Универсальная энциклопедия школьника» я узнал, что бактерии имеют различную форму–шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерииимеют жгутики, с помощью которых они передвигаются. Многие способны организовывать колонии: цепочки, нити, грозди, но онивсе окружены общей слизистой оболочкой, образуя огромные скопления в виде пленок. А наша плесень может быть похожа на пушок, состоящий из маленьких ниток.
Вывод: плесень к бактериям не относится.
Опыт № 2.
Цель опыта: узнать строение плесени.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, препаровальная игла, вода, пипетка, кусочек плесени.
В моей исследовательской работе мне помогала моя учительница Альбина Владимировна, которая научила меня делать микропрепарат. Я узнал, что можно сделать временный и постоянный микропрепарат.
Описание: Я изготовил микропрепарат: для этого, я взял предметное стекло, с помощью пипетки капнул 1-2 капли воды на предметное стекло и с помощью препаровальной иглы взял малое количество плесени и поместил на каплю воды на предметном стекле. Затем я взял покровное стекло и накрыл сверху. Главное чтобы под покровным стеклом было достаточно воды. если есть избыток, то мы можем её удалить с помощью фильтровальной бумаги. А если мало, то добавить с помощью пипетки. Затем я включил в сеть и настроил микроскоп. Поместил мой временный микропрепарат под микроскоп и стал наблюдать.
Я увидел, что она состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображениепохоже по своему строению на гриб мукор, схематически изображённый на рисунке.
А теперь, с помощью эксперимента я решил выяснить: нужны ли для роста плесени определенные условия.
4.Эксперимент.
Цель: определить условия образования и роста плесени.
Оборудование: 3 кусочка хлеба, стеклянная банка с крышкой,целлофановый пакет, тарелка, вода, фотоаппарат.
Описание: я взял 3 кусочка белого хлеба.
первый - намочил чуть-чуть водой и положил в банку с закрытой крышкой, в теплое место (+28 градусов).
Второй – поместила в пакет и тоже разместилна полке,
Третий – положил на тарелку, поставил на полку на кухне (температура воздуха +24).
Каждый день я осматривал хлебные кусочки, и первые изменения заметил на 5 день у пробы 1. На хлебе появилось пятно плесени.
Другой участник эксперимента тоже изменился №2,
№3 слегка подсох.
На седьмой день исследования изменения появились на образец под номером 2
(в целлофановом пакете). Образец под номером 3 окончательно высох без изменений. На кусочке в банке плесеньчувствовала себя хорошо и разрасталась.
На восьмой и девятый день эксперимента плесень на хлебе встеклянной банке и целлофановом пакете продолжала расти,появлялись всё новые и новые участки.
Чем опасна плесень?
Плесневые грибы выделяют вредные вещества -микотоксины.
Они могут вызывать острые отравления, снижение работоспособности, понижение иммунитета.
Плесневые грибы вызывают болезни:
диатез у детей,
аллергию,
бронхиальную астму,
мигрень, насморк,
бронхит,
сердечно-сосудистые нарушения,
онкологические заболевания.
Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета.
5.Вывод: из данного эксперимента я понял, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными препятствиями развития плесени. Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение. Теперь мне более понятна цель уборки квартиры и почему мама за этим так тщательно следит и призывает нас к этому.
6.Заключение.
Благодаря своей работе я сделал выводы:
1. Нужно регулярно делать влажную уборку.
2. Проветривать комнату.
3. Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты.
И узнал:
1. Плесень является живым организмом.
2. Плесень относится к царству грибов.
Изучил строение плесени и выяснил, какие условия нужны для её роста.
И в заключении я хочу сказать:
Не надо бояться плесени, она приносит человеку много пользы, но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие.
Плесень многолика! Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо – формирует почву, даёт нам вино, сыр и хлеб! Вот так! Она является одновременно опасной и доброй нашей соседкой! Вот я и подтвердил свою гипотезу.
Список использованной литературы.
· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005г.)
· Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина («Астрель» Москва 2006г.)
· Грибковые инфекции. Руководство для врачей. Сергеев А.Ю., Сергеев Ю.В. (ООО "Биномпресс").
· Интернет сайты.
· http://beaplanet.ru/griby/plesnevye_griby.html
· http://medivin.ru/default_941.html
Урумова А.В. Исследовательская работа по теме "Плесень: польза или вред" // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Муниципальный фестиваль исследовательских работ и творческих проектов школьников «Леонардо»
Тема:
«Плесень: польза или вред»
Направление: химическое.
Автор:
Кулаев Давид
МБОУ СОШ №1
3 – Б класс
г.Ардон
Руководитель:
учитель начальных классов
Урумова Альбина Владимировна
1.Введение.
Актуальность темы.
Однажды, плесень выросла в стакане с разведёнными дрожжами, оставленной на столе на выходные. Она появилась за 2 дня, пока нас не было дома. И стала разрастаться с неимоверной скоростью. Мы с мамой решили оставить и понаблюдать, т. к. у меня это вызвало интерес. Я наблюдал за ростом плесени 7 дней. Через неделю мы с мамой её достали из стакана на тарелку.
При этом заметили, что с её поверхности распространяется серо-зелёный «дымок» и почувствовали запах. Что это за «дымок»?
Я много раз видел плесень и раньше, но самое интересное началось после того, как я решил посмотрел на неё сквозь увеличительное стекло. Увиденное с помощью лупы, меня заинтересовало и в голове возникло очень много вопросов.
Эта история подтолкнула меня к созданию этой работы.
Цель работы: выяснить какое место плесень занимает в мире живых организмов, какими свойствами обладает, приносит вред или пользу людям.
Задачи:
изучить строение плесени;
изучить особенности развития и размножения;
выяснить и изучить её влияние на окружающий мир и человека.
Гипотезы:
Является ли плесень живым организмом?
Плесень – относится к царству грибов. Значит, у них есть что-то общее?
Для роста плесени нужны определённые условия.
Плесень играет определённую роль в жизни человека и
сопровождает нас повсюду. Опасная или добрая она соседка?
2.Роль плесени в жизни человека.
В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии. Вскоре Флеминг определил, что грибок с таким необычным поведением относится к виду пеницилл, и начал экспериментировать. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии. Так был открыт антибиотик –пенициллин. Это открытие произвело революцию в медицине. Позволяет вылечивать многие заболевания.
Чтобы облегчить описание живого мира, учёные объединили живые существа в группы им подобным. Самые большие группы назвали царствами. Все животные входят в животное царство, растения – в царство растений. С развитием науки, в том числе биологии, в мире стали выделять ещё два царства: царство бактерий и царство грибов. Так к какому же из них относится плесень? Я попробовал это выяснить.
3.Опыты
Опыт № 1.
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом.
Оборудование: кусочек варёной тыквы, кастрюля с крышкой.
Описание опыта: отварив кусочек тыквы, я оставил её в кастрюле с
закрытой крышкой. Каждый день наблюдал за ней, фотографировал
изменения. На третий день я заметил изменения.
На пятый день плесень заняла всю поверхность кусочка тыквы.
Вывод:плесень растет! Значит – это живой организм!
Что и требовалось доказать.
К какой группе живых организмов относится плесень.
Я предположил, что плесень относится к царству растений, значит, питание должно происходить через процесс фотосинтеза, но она может расти в полной темноте, для её роста не нужен солнечныйсвет.
Вывод: к царству растений она не относится.
Я предположил, что плесень относится к царству животных, значит, она должна питаться готовыми органическими веществами,заглатывая частицы пищи, но, например, плесень питалась за счёткусочка тыквы, готовыми органическими веществами, незаглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своейповерхностью.Во-вторых, животные не ограниченны в движении, а плесеньпередвигаться не может. В-третьих, у животных ограничен рост, а, наблюдая за плесенью, я убедился, что она растёт постоянно и быстро.
Вывод:плесень не относится к животным.
Следующее царство, с которым я сравнивал – царство бактерий. Из литературы «Универсальная энциклопедия школьника» я узнал, что бактерии имеют различную форму–шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерииимеют жгутики, с помощью которых они передвигаются. Многие способны организовывать колонии: цепочки, нити, грозди, но онивсе окружены общей слизистой оболочкой, образуя огромные скопления в виде пленок. А наша плесень может быть похожа на пушок, состоящий из маленьких ниток.
Вывод: плесень к бактериям не относится.
Опыт № 2.
Цель опыта: узнать строение плесени.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, препаровальная игла, вода, пипетка, кусочек плесени.
В моей исследовательской работе мне помогала моя учительница Альбина Владимировна, которая научила меня делать микропрепарат. Я узнал, что можно сделать временный и постоянный микропрепарат.
Описание: Я изготовил микропрепарат: для этого, я взял предметное стекло, с помощью пипетки капнул 1-2 капли воды на предметное стекло и с помощью препаровальной иглы взял малое количество плесени и поместил на каплю воды на предметном стекле. Затем я взял покровное стекло и накрыл сверху. Главное чтобы под покровным стеклом было достаточно воды. если есть избыток, то мы можем её удалить с помощью фильтровальной бумаги. А если мало, то добавить с помощью пипетки. Затем я включил в сеть и настроил микроскоп. Поместил мой временный микропрепарат под микроскоп и стал наблюдать.
Я увидел, что она состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображениепохоже по своему строению на гриб мукор, схематически изображённый на рисунке.
А теперь, с помощью эксперимента я решил выяснить: нужны ли для роста плесени определенные условия.
4.Эксперимент.
Цель: определить условия образования и роста плесени.
Оборудование: 3 кусочка хлеба, стеклянная банка с крышкой,целлофановый пакет, тарелка, вода, фотоаппарат.
Описание: я взял 3 кусочка белого хлеба.
первый - намочил чуть-чуть водой и положил в банку с закрытой крышкой, в теплое место (+28 градусов).
Второй – поместила в пакет и тоже разместилна полке,
Третий – положил на тарелку, поставил на полку на кухне (температура воздуха +24).
Каждый день я осматривал хлебные кусочки, и первые изменения заметил на 5 день у пробы 1. На хлебе появилось пятно плесени.
Другой участник эксперимента тоже изменился №2,
№3 слегка подсох.
На седьмой день исследования изменения появились на образец под номером 2
(в целлофановом пакете). Образец под номером 3 окончательно высох без изменений. На кусочке в банке плесеньчувствовала себя хорошо и разрасталась.
На восьмой и девятый день эксперимента плесень на хлебе встеклянной банке и целлофановом пакете продолжала расти,появлялись всё новые и новые участки.
Чем опасна плесень?
Плесневые грибы выделяют вредные вещества -микотоксины.
Они могут вызывать острые отравления, снижение работоспособности, понижение иммунитета.
Плесневые грибы вызывают болезни:
диатез у детей,
аллергию,
бронхиальную астму,
мигрень, насморк,
бронхит,
сердечно-сосудистые нарушения,
онкологические заболевания.
Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета.
5.Вывод: из данного эксперимента я понял, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными препятствиями развития плесени. Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение. Теперь мне более понятна цель уборки квартиры и почему мама за этим так тщательно следит и призывает нас к этому.
6.Заключение.
Благодаря своей работе я сделал выводы:
1. Нужно регулярно делать влажную уборку.
2. Проветривать комнату.
3. Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты.
И узнал:
1. Плесень является живым организмом.
2. Плесень относится к царству грибов.
Изучил строение плесени и выяснил, какие условия нужны для её роста.
И в заключении я хочу сказать:
Не надо бояться плесени, она приносит человеку много пользы, но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие.
Плесень многолика! Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо – формирует почву, даёт нам вино, сыр и хлеб! Вот так! Она является одновременно опасной и доброй нашей соседкой! Вот я и подтвердил свою гипотезу.
Список использованной литературы.
· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005г.)
· Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина («Астрель» Москва 2006г.)
· Грибковые инфекции. Руководство для врачей. Сергеев А.Ю., Сергеев Ю.В. (ООО "Биномпресс").
· Интернет сайты.
· http://beaplanet.ru/griby/plesnevye_griby.html
· http://medivin.ru/default_941.html