Библиографическое описание:
Фирсова С.И. Конспект урока по математике в 3 классе на тему «Трёхзначные числа» // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Тип урока: Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000.
Цели урока:
- закреплять навыки устных вычислений в пределах 1000: умение читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа;
- упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие;
- обобщить умения вычислять периметр многоугольника;
- развивать умения находить значения выражений с переменными;
- вырабатывать навыки устного счёта;
- развивать мыслительные операции, воображение детей;
- воспитывать интерес к предмету;
- на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;
- воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.
Оборудование: проектор, “цветочные часы” на доске, макеты часов у детей, “ульи”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, “пчелиные соты” (у каждого ребёнка картонный шестиугольник), рисунки пчелы (в подарок каждому ребёнку), костюм пчелы.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
II. Устный счет.
– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку “Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат”. Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесете их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку. (Примеры записаны на доске)
Ы 4 х 8 – 27: 3
Е 6 х (89 – 83) + 8
П 6 х 7 + 28
Ч 100 – 6х 9
Л 90 – (3х6 +30)
70, 46, 44, 42, 23 /пчёлы/
– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.
– Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси в день Св.Зосимы отмечали праздник пчелы. Согласно преданию Бог послал Зосиму и Савватия принести “Божью работницу” в землю Египетскую.
Праздник пчелы отмечают 30 апреля.
III. Сообщение темы урока.
– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчёл. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними, мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.
IV. Работа над закреплением пройденного материала.
1. Нахождение значений выражений с переменными.
– Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе должны “построить” их, найдя значения выражений с переменными.
– Каждому ряду нужно построить свой улей. Один представитель решает, а остальные следят за строительством и подтверждают правильность решения сигнальным квадратом (правильно – зеленый, неправильно – красный). Выполнив задание, вы имеете право открыть улей.
с
21
70
56
63
77
42
с: 7
в
90
72
99
63
81
54
в: 9
а
12
9
10
11
8
7
а х 8
– Молодцы, вы справились с заданием и не случайно наши ульи оказались именно таких цветов. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит “сквозь” листья.
2. Задание на смекалку.
– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)
3. Повторение нумерации в пределах 1000.
– На каждом улье есть леток- вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.
– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Назовите их. (410, 700, 267, 807, 1000.)
Запишите их в порядке убывания. (Один человек работает на доске.)
– Найдите лишнее число и подчеркните его. (1000.)
– Почему оно лишнее? (Четырёхзначное.)
– Что можете сказать об остальных числах? (Натуральные, трехзначные, четные, нечетные.)
4.”Цветочные часы” - работа с моделями часов (устно)
– Пчеле пора на работу, да и нам тоже. Во сколько начинается наш рабочий день? (В 8 часов.)
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.
– Вот и мы поработаем с цветочными часами и решим примеры. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает”. На своих моделях часов вы должны показать мне время “закрытия” цветка.
На доске рисунок цветочных часов, около каждого цветка – пример. Учитель читает числовое выражение, ученики находят его значение и говорят ответ. Время называют по-разному.
“Шиповник” (4часа) 4 х 8 – 12 = (20 часов)
“Мак” (5часов) 5 + 18 – 8 = (15 часов)
“Одуванчик” (6 часов) 6 х 11 – 51 = (15 часов)
“Картофель” (7 часов) 7 + (87 – 80) = (14 часов)
“Кувшинка белая” (8 часов) 8 + 42 – 31 = (19 часов)
“Календула” (9 часов) 9 х 10 – 74 = (16 часов)
“Мать-и-мачеха” (10 часов) 10 + 38 – 30 = (18 часов)
“Фиалка трехцветная” (11 часов) 11 х 4 – 25 = (19 часов)
5. Решение задачи на сравнение (текст задачи у каждого на столе).
“Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”
Один ученик решает на доске, остальные в тетрадях.
– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?
Пчела- с 4 ч. до 20ч.
Ученик - с 8ч. до 12ч.
В? раз больше, на? часов меньше.
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да.)
Как? Записываем 1 действие.
1) 20 – 4 = 16 (ч.) – рабочий день пчелы.
Записываем 2 действие.
2) 12 – 8 = 4 (ч.) – рабочий день ученика.
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.) Решаем дальше самостоятельно.
3) 16: 4 = 4 (ч.)
4) 16 – 4 = 12 (ч.)
Последующая проверка решения и запись ответа.
6. Решение задачи на нахождение числа по доле (текст задачи у каждого на столе).
– Недаром про пчелу говорят - труженица. Давайте потрудимся и мы – решим задачу устно.
“Одна семья пчел за лето производит 100 кг меда и только 1/5 часть этого меда человек может у них взять. Сколько килограмм меда можно взять у пчел без ущерба для них?” (20 килограмм.)
Упражнения на релаксацию (просмотр отрывка из видеофильма “Мелодии природы” в котором показан полёт пчелы с цветка на цветок, в сопровождении классической музыки.) После просмотра проводятся упражнения снимающие напряжение с глаз.
7. Сравнение чисел, представленных в виде суммы разрядных слагаемых.
– А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел.
а) За всю свою недолгую жизнь протяженностью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько – вы узнаете, записав число.
В этом числе 1 сотня, 5 десятков, 0 единиц – (150). Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых (150 = 100 + 50).
б) В состав меда входит много полезных для здоровья человека веществ. Запишите их количество – 3 сотни (300).
– Сравните эти два числа. (150 < 300)
в) Чтобы нектар превратился в мед пчела, изготавливающая его, выпускает нектар изо рта и вновь проглатывает его. Сколько же раз она проделывает эту операцию? В этом числе 2 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (240). Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых (240 = 200 + 40)
г) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км\ч. Движение её крыльев незаметно для нас, т.к. она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете. В этом числе 4 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (440 взмахов в секунду). Запишите это число в виде суммы разрядных слагаемых (440 = 400 + 40).
– Сравните эти два числа (240 < 440).
8. Перевод единиц длины.
– Все пчелы летят на разное расстояние. Посмотрим, на сколько мы “улетим”. Переведите единицы длины, которые вы видите на доске, в метры. (Один работает на доске, остальные в тетрадях.)
800 см = __ м
600 см = __ м
В дециметры:
90 см - ___ дм
320 см - ___ дм
9. Решение уравнений.
– Молодцы, ребята, вам всего по 9 – 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете еще одну тайну пчелы. (На доске работают по одному представителю от каждого ряда.)
d + 32 = 58
f x 8 =48
120: а = 10
После решения уравнений на доске открываются рисунки пчел разного возраста, выполняющие разные функции в улье.
От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.
10. Нахождение периметра шестиугольника.
– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5,4 мм. Присутствующая у нас на уроке пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?
– Найдите периметр самостоятельно.
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов урока
– Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов.
Без пчелы не сможет человек отведать ценнейшего лекарства – меда, воспользоваться воском, который может вырабатывать только пчела. Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится “Нет пчелы без жала, нет розы без шипов”. Все мы восхищаемся королевой цветов – розой, она радует нас своей красотой, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
В класс входит девочка в костюме пчелы.
– А вот и наша героиня.
Пчела: «Узнала я, что вы вели сегодня про меня разговор, и очень мне хотелось к вам заглянуть. Вы не думайте, что зимой мы спим, нет. У нас и зимой работы хватает. Пчелиный хлеб мы из пыльцы изготавливаем, перга называется. Охраняйте пчел, добрым словом вспоминайте. А пока я прощаюсь с вами, до встречи весной».
Фирсова С.И. Конспект урока по математике в 3 классе на тему «Трёхзначные числа» // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Тип урока: Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000.
Цели урока:
- закреплять навыки устных вычислений в пределах 1000: умение читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа;
- упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие;
- обобщить умения вычислять периметр многоугольника;
- развивать умения находить значения выражений с переменными;
- вырабатывать навыки устного счёта;
- развивать мыслительные операции, воображение детей;
- воспитывать интерес к предмету;
- на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;
- воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.
Оборудование: проектор, “цветочные часы” на доске, макеты часов у детей, “ульи”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, “пчелиные соты” (у каждого ребёнка картонный шестиугольник), рисунки пчелы (в подарок каждому ребёнку), костюм пчелы.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
II. Устный счет.
– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку “Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат”. Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесете их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку. (Примеры записаны на доске)
Ы 4 х 8 – 27: 3
Е 6 х (89 – 83) + 8
П 6 х 7 + 28
Ч 100 – 6х 9
Л 90 – (3х6 +30)
70, 46, 44, 42, 23 /пчёлы/
– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.
– Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси в день Св.Зосимы отмечали праздник пчелы. Согласно преданию Бог послал Зосиму и Савватия принести “Божью работницу” в землю Египетскую.
Праздник пчелы отмечают 30 апреля.
III. Сообщение темы урока.
– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчёл. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними, мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.
IV. Работа над закреплением пройденного материала.
1. Нахождение значений выражений с переменными.
– Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе должны “построить” их, найдя значения выражений с переменными.
– Каждому ряду нужно построить свой улей. Один представитель решает, а остальные следят за строительством и подтверждают правильность решения сигнальным квадратом (правильно – зеленый, неправильно – красный). Выполнив задание, вы имеете право открыть улей.
с
21
70
56
63
77
42
с: 7
в
90
72
99
63
81
54
в: 9
а
12
9
10
11
8
7
а х 8
– Молодцы, вы справились с заданием и не случайно наши ульи оказались именно таких цветов. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит “сквозь” листья.
2. Задание на смекалку.
– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)
3. Повторение нумерации в пределах 1000.
– На каждом улье есть леток- вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.
– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Назовите их. (410, 700, 267, 807, 1000.)
Запишите их в порядке убывания. (Один человек работает на доске.)
– Найдите лишнее число и подчеркните его. (1000.)
– Почему оно лишнее? (Четырёхзначное.)
– Что можете сказать об остальных числах? (Натуральные, трехзначные, четные, нечетные.)
4.”Цветочные часы” - работа с моделями часов (устно)
– Пчеле пора на работу, да и нам тоже. Во сколько начинается наш рабочий день? (В 8 часов.)
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.
– Вот и мы поработаем с цветочными часами и решим примеры. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает”. На своих моделях часов вы должны показать мне время “закрытия” цветка.
На доске рисунок цветочных часов, около каждого цветка – пример. Учитель читает числовое выражение, ученики находят его значение и говорят ответ. Время называют по-разному.
“Шиповник” (4часа) 4 х 8 – 12 = (20 часов)
“Мак” (5часов) 5 + 18 – 8 = (15 часов)
“Одуванчик” (6 часов) 6 х 11 – 51 = (15 часов)
“Картофель” (7 часов) 7 + (87 – 80) = (14 часов)
“Кувшинка белая” (8 часов) 8 + 42 – 31 = (19 часов)
“Календула” (9 часов) 9 х 10 – 74 = (16 часов)
“Мать-и-мачеха” (10 часов) 10 + 38 – 30 = (18 часов)
“Фиалка трехцветная” (11 часов) 11 х 4 – 25 = (19 часов)
5. Решение задачи на сравнение (текст задачи у каждого на столе).
“Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”
Один ученик решает на доске, остальные в тетрадях.
– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?
Пчела- с 4 ч. до 20ч.
Ученик - с 8ч. до 12ч.
В? раз больше, на? часов меньше.
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да.)
Как? Записываем 1 действие.
1) 20 – 4 = 16 (ч.) – рабочий день пчелы.
Записываем 2 действие.
2) 12 – 8 = 4 (ч.) – рабочий день ученика.
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.) Решаем дальше самостоятельно.
3) 16: 4 = 4 (ч.)
4) 16 – 4 = 12 (ч.)
Последующая проверка решения и запись ответа.
6. Решение задачи на нахождение числа по доле (текст задачи у каждого на столе).
– Недаром про пчелу говорят - труженица. Давайте потрудимся и мы – решим задачу устно.
“Одна семья пчел за лето производит 100 кг меда и только 1/5 часть этого меда человек может у них взять. Сколько килограмм меда можно взять у пчел без ущерба для них?” (20 килограмм.)
Упражнения на релаксацию (просмотр отрывка из видеофильма “Мелодии природы” в котором показан полёт пчелы с цветка на цветок, в сопровождении классической музыки.) После просмотра проводятся упражнения снимающие напряжение с глаз.
7. Сравнение чисел, представленных в виде суммы разрядных слагаемых.
– А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел.
а) За всю свою недолгую жизнь протяженностью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько – вы узнаете, записав число.
В этом числе 1 сотня, 5 десятков, 0 единиц – (150). Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых (150 = 100 + 50).
б) В состав меда входит много полезных для здоровья человека веществ. Запишите их количество – 3 сотни (300).
– Сравните эти два числа. (150 < 300)
в) Чтобы нектар превратился в мед пчела, изготавливающая его, выпускает нектар изо рта и вновь проглатывает его. Сколько же раз она проделывает эту операцию? В этом числе 2 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (240). Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых (240 = 200 + 40)
г) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км\ч. Движение её крыльев незаметно для нас, т.к. она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете. В этом числе 4 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (440 взмахов в секунду). Запишите это число в виде суммы разрядных слагаемых (440 = 400 + 40).
– Сравните эти два числа (240 < 440).
8. Перевод единиц длины.
– Все пчелы летят на разное расстояние. Посмотрим, на сколько мы “улетим”. Переведите единицы длины, которые вы видите на доске, в метры. (Один работает на доске, остальные в тетрадях.)
800 см = __ м
600 см = __ м
В дециметры:
90 см - ___ дм
320 см - ___ дм
9. Решение уравнений.
– Молодцы, ребята, вам всего по 9 – 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете еще одну тайну пчелы. (На доске работают по одному представителю от каждого ряда.)
d + 32 = 58
f x 8 =48
120: а = 10
После решения уравнений на доске открываются рисунки пчел разного возраста, выполняющие разные функции в улье.
От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.
10. Нахождение периметра шестиугольника.
– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5,4 мм. Присутствующая у нас на уроке пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?
– Найдите периметр самостоятельно.
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов урока
– Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов.
Без пчелы не сможет человек отведать ценнейшего лекарства – меда, воспользоваться воском, который может вырабатывать только пчела. Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится “Нет пчелы без жала, нет розы без шипов”. Все мы восхищаемся королевой цветов – розой, она радует нас своей красотой, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
В класс входит девочка в костюме пчелы.
– А вот и наша героиня.
Пчела: «Узнала я, что вы вели сегодня про меня разговор, и очень мне хотелось к вам заглянуть. Вы не думайте, что зимой мы спим, нет. У нас и зимой работы хватает. Пчелиный хлеб мы из пыльцы изготавливаем, перга называется. Охраняйте пчел, добрым словом вспоминайте. А пока я прощаюсь с вами, до встречи весной».