Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Альмитова З.Р. СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Альмитова Зиляра Рашитовна
учитель начальных классов, Линейненский филиал МКОУ СОШ с. Старокучергановка

Библиографическое описание: Альмитова З.Р. Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Именно сформированность мотивации как одного из видов универсальных учебных действий даёт учащимся возможность для саморазвития и самосовершенствования путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все учителя сталкивались с ситуацией, когда один ребёнок охотно работает на уроке, выполняет задания, а какая-то часть выпадает из процесса урока. Хорошо, если такие дети хоть что-то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией столкнулась и я. Появился вопрос: можно ли повысить мотивацию, вовлечь ребёнка в работу без принуждения? Как и другие качества, мотивацию можно развивать. Развивать мотивацию – значит развивать умение плодотворно работать, ставить для себя цели, которые каждый считает для себя необходимыми решить. Дети работают на уроках с полной отдачей тогда, когда понимают, зачем они это делают. Развивая мотивацию можно добиться улучшения учебной деятельности в любом классе с любым уровнем подготовленности детей.

Формирование мотивации – это надежный путь повышения качества образования.

Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Не секрет, что главным мотивом обучения в начальных классах является интерес к обучению. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости И поэтому считаю, что «интерес» является одним из сильных стимулов обучения. «Интерес» повышает качество урока, его результат. По моим наблюдениям, материал на уроках усваивается быстрее, так как ученику интересно. Обычно интерес к уроку стараюсь поддерживать необычными приемами, новизной при объяснении темы.

Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.

3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить роль внутренних мотивов.

Факторами, влияющими на формирование положительной мотивации являются: ситуация успеха, разнообразные приемы работы, эмоциональная и доброжелательная атмосфера, дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении детей, возможности каждому ученику выступать активным участником образовательного процесса, приемы развития коммуникативных навыков. Умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:

— создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

— формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

— обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

— организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Главной цепочкой формирования мотивации я считаю: могу – хочу – делаю.

При объяснении новой темы из класса выделялось несколько человек, которые раньше других усваивали новый материал. Этим детям предлагалось выполнить подобное задание на доске, а затем они начинали выполнять самостоятельную работу. С остальными детьми работа продолжалась до выделения новой группы усвоивших учебных материал. Главной задачей каждого урока является не то, сколько времени занимает объяснение нового материала, а то, все ли дети поняли этот материал. На первых порах последний ученик произносивший слово «понял» делал это за минуту до звонка с урока. У детей за это время чётко сформировалось понятие «я могу».

Если ребёнок понимает, что он может выполнить работу, у него выступает на первое место желание выполнить что-то новое. Используя схемы и краткую запись, анализ и синтез, дети с удовольствием решают задачи. Алгоритмы решения примеров чётко проговариваются всем классом в коллективной, групповой работе и работе в парах. Дети с нетерпением ожидают на каждом уроке (вне зависимости, что за урок: русский или математика) самостоятельной работы. Конечно, бывают и ошибки при решении задач и примеров, при выполнении упражнений по русскому языку. Роль учителя при помощи подсказки научить находить такие ошибки, дать возможность самому исправить. Хотелось бы добавить, что при таком подходе, у детей чётко формируется позиция: «у меня получается и мне интересно». Здесь на первое место выступает игра, как один из видов направляющей деятельности детей.

Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея тельности. Условно можно выделить 4 блока основ ных методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные. В начальной школе эти методы широко используются:

Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представ лений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания;

Познавательные: познавательный интерес, создание проблемной ситуации,

побуждение к поиску альтернативных реше ний, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация (парная и группо вая работа, проектный метод).

Волевые: формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

Социальные: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллектив ной работы, взаимопроверка.

Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Способы оживления урока:

1) Увлечённое преподавание.

2) Новизна учебного материала.

3) Связь знаний с судьбами людей.

4) Проблемное обучение.

5) Обучение с компьютерной поддержкой.

6) Взаимообучение (в парах, микрогруппах).

7) Создание ситуации успеха.

8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой).

Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

Создание проблемной ситуации;

Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.

Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.

В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

Нестандартные уроки:

Ø Уроки- деловые игры.

Ø Уроки- соревнования.

Ø Уроки КВН.

Ø Уроки- зачёты.

Ø Уроки- игры.

Ø Уроки- конкурсы.

q Использование ИКТ

• Активизирует познавательную деятельность учащихся

• Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)

• Повысить объём выполняемой работы на уроке

• Повысить эффективность урока

q Презентация - мощное средство наглядности.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

· доброжелательный настрой урока.

Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.

Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.

Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребята очень любят такие задания. Творчество их безгранично.

На уроках использую и различные, ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют рисунки, придумывают сказки. Учатся составлять синквейн, к рассказам составляют вопросы, готовят тесты.

Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.

Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности

Творческие задания помогают детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети более глубоко воспринимают художественный образ, интересуются книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.

На уроках русского языка использую занимательный материал, он способствует активизации деятельности учащихся, мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, ребята творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.

1.Работая по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую

а)Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.

б)Слова наоборот: пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.

2.По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по опорным словам».

1)Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.

Радость, задумал, коряга - РАДУГА

Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА

3.По теме «Предложение» дети с интересом выполняют упражнение «Составь предложение».

2)Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.

Например: Петя пошел провожать папу к поезду.

4.Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались».

Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей.

Пришли ребята в зоопарк. Возлевхода – поленья. И объявление: «Мухоморжареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принестиграбли! – скомандовал охранник. Принеслисамые новые. «Великабанка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».

Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Еще использую игры: «Лото», «Верно ли высказывание», «Найди ошибки» и другие.

На уроках математики формированию положительной мотивации способствуют

1) логические задачи, когда

1. Ответив на вопрос задачи, дети могут сформулировать тему урока:

"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?"

(Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя). (Тема: Решение задач.)

2. Провожу уроки-путешествия. Из последних уроков это: " Ярмарка"

В путешествиях обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!

3. Математические уроки сказки

На уроках сказках всегда царит хорошее настроение. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, учит детей быть добрыми и справедливыми.

4. В 1- 2 классе использую веселые задачи в стихах

5. Математические загадки

Расширяют кругозор, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление, знакомят детей с окружающим миром.

Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.

6. С целью снятия мышечного напряжения на уроках используют различные физминутки, гимнастику для глаз.

Использование оценочных листов на уроке так же мотивирует ребят к обучению. На уроках с оценочными листами дети более активны, лучше пишут в тетрадях, не отвлекаются. Каждому хочется выполнить задания на пять. В конце такого урока могу провести тест и выставить оценки за урок каждому.

Не следует оставлять без внимания групповую работу на уроке. При работе в группах повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

На мотивацию влияет и проводимая в конце урока рефлексия. Ребята говорят, начиная со слов:

Я научился…

Я понял, что…

Было трудно…

Было интересно…

Хочу похвалить…

И в заключение хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы, на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации.

Спасибо за внимание!