Альмитова Зиляра Рашитовна
учитель начальных классов, Линейненский филиал МКОУ СОШ с. Старокучергановка
Библиографическое описание: Альмитова З.Р. Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Именно сформированность мотивации как одного из видов универсальных учебных действий даёт учащимся возможность для саморазвития и самосовершенствования путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все учителя сталкивались с ситуацией, когда один ребёнок охотно работает на уроке, выполняет задания, а какая-то часть выпадает из процесса урока. Хорошо, если такие дети хоть что-то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией столкнулась и я. Появился вопрос: можно ли повысить мотивацию, вовлечь ребёнка в работу без принуждения? Как и другие качества, мотивацию можно развивать. Развивать мотивацию – значит развивать умение плодотворно работать, ставить для себя цели, которые каждый считает для себя необходимыми решить. Дети работают на уроках с полной отдачей тогда, когда понимают, зачем они это делают. Развивая мотивацию можно добиться улучшения учебной деятельности в любом классе с любым уровнем подготовленности детей.
Формирование мотивации – это надежный путь повышения качества образования.
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Не секрет, что главным мотивом обучения в начальных классах является интерес к обучению. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости И поэтому считаю, что «интерес» является одним из сильных стимулов обучения. «Интерес» повышает качество урока, его результат. По моим наблюдениям, материал на уроках усваивается быстрее, так как ученику интересно. Обычно интерес к уроку стараюсь поддерживать необычными приемами, новизной при объяснении темы.
Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.
3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить роль внутренних мотивов.
Факторами, влияющими на формирование положительной мотивации являются: ситуация успеха, разнообразные приемы работы, эмоциональная и доброжелательная атмосфера, дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении детей, возможности каждому ученику выступать активным участником образовательного процесса, приемы развития коммуникативных навыков. Умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:
— создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
— формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
— обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
— организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Главной цепочкой формирования мотивации я считаю: могу – хочу – делаю.
При объяснении новой темы из класса выделялось несколько человек, которые раньше других усваивали новый материал. Этим детям предлагалось выполнить подобное задание на доске, а затем они начинали выполнять самостоятельную работу. С остальными детьми работа продолжалась до выделения новой группы усвоивших учебных материал. Главной задачей каждого урока является не то, сколько времени занимает объяснение нового материала, а то, все ли дети поняли этот материал. На первых порах последний ученик произносивший слово «понял» делал это за минуту до звонка с урока. У детей за это время чётко сформировалось понятие «я могу».
Если ребёнок понимает, что он может выполнить работу, у него выступает на первое место желание выполнить что-то новое. Используя схемы и краткую запись, анализ и синтез, дети с удовольствием решают задачи. Алгоритмы решения примеров чётко проговариваются всем классом в коллективной, групповой работе и работе в парах. Дети с нетерпением ожидают на каждом уроке (вне зависимости, что за урок: русский или математика) самостоятельной работы. Конечно, бывают и ошибки при решении задач и примеров, при выполнении упражнений по русскому языку. Роль учителя при помощи подсказки научить находить такие ошибки, дать возможность самому исправить. Хотелось бы добавить, что при таком подходе, у детей чётко формируется позиция: «у меня получается и мне интересно». Здесь на первое место выступает игра, как один из видов направляющей деятельности детей.
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея тельности. Условно можно выделить 4 блока основ ных методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные. В начальной школе эти методы широко используются:
Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представ лений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания;
Познавательные: познавательный интерес, создание проблемной ситуации,
побуждение к поиску альтернативных реше ний, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация (парная и группо вая работа, проектный метод).
Волевые: формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
Социальные: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллектив ной работы, взаимопроверка.
Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Способы оживления урока:
1) Увлечённое преподавание.
2) Новизна учебного материала.
3) Связь знаний с судьбами людей.
4) Проблемное обучение.
5) Обучение с компьютерной поддержкой.
6) Взаимообучение (в парах, микрогруппах).
7) Создание ситуации успеха.
8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой).
Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
Создание проблемной ситуации;
Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.
Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.
В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Нестандартные уроки:
Ø Уроки- деловые игры.
Ø Уроки- соревнования.
Ø Уроки КВН.
Ø Уроки- зачёты.
Ø Уроки- игры.
Ø Уроки- конкурсы.
q Использование ИКТ
• Активизирует познавательную деятельность учащихся
• Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)
• Повысить объём выполняемой работы на уроке
• Повысить эффективность урока
q Презентация - мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
· доброжелательный настрой урока.
Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.
Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.
Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребята очень любят такие задания. Творчество их безгранично.
На уроках использую и различные, ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют рисунки, придумывают сказки. Учатся составлять синквейн, к рассказам составляют вопросы, готовят тесты.
Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.
Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности
Творческие задания помогают детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети более глубоко воспринимают художественный образ, интересуются книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.
На уроках русского языка использую занимательный материал, он способствует активизации деятельности учащихся, мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, ребята творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
1.Работая по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую
а)Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.
б)Слова наоборот: пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.
2.По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по опорным словам».
1)Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость, задумал, коряга - РАДУГА
Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА
3.По теме «Предложение» дети с интересом выполняют упражнение «Составь предложение».
2)Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.
Например: Петя пошел провожать папу к поезду.
4.Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались».
Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей.
Пришли ребята в зоопарк. Возлевхода – поленья. И объявление: «Мухоморжареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принестиграбли! – скомандовал охранник. Принеслисамые новые. «Великабанка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
Еще использую игры: «Лото», «Верно ли высказывание», «Найди ошибки» и другие.
На уроках математики формированию положительной мотивации способствуют
1) логические задачи, когда
1. Ответив на вопрос задачи, дети могут сформулировать тему урока:
"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?"
(Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя). (Тема: Решение задач.)
2. Провожу уроки-путешествия. Из последних уроков это: " Ярмарка"
В путешествиях обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
3. Математические уроки сказки
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, учит детей быть добрыми и справедливыми.
4. В 1- 2 классе использую веселые задачи в стихах
5. Математические загадки
Расширяют кругозор, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление, знакомят детей с окружающим миром.
Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.
6. С целью снятия мышечного напряжения на уроках используют различные физминутки, гимнастику для глаз.
Использование оценочных листов на уроке так же мотивирует ребят к обучению. На уроках с оценочными листами дети более активны, лучше пишут в тетрадях, не отвлекаются. Каждому хочется выполнить задания на пять. В конце такого урока могу провести тест и выставить оценки за урок каждому.
Не следует оставлять без внимания групповую работу на уроке. При работе в группах повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
На мотивацию влияет и проводимая в конце урока рефлексия. Ребята говорят, начиная со слов:
Я научился…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить…
И в заключение хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы, на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации.
Спасибо за внимание!
учитель начальных классов, Линейненский филиал МКОУ СОШ с. Старокучергановка
Библиографическое описание: Альмитова З.Р. Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Именно сформированность мотивации как одного из видов универсальных учебных действий даёт учащимся возможность для саморазвития и самосовершенствования путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все учителя сталкивались с ситуацией, когда один ребёнок охотно работает на уроке, выполняет задания, а какая-то часть выпадает из процесса урока. Хорошо, если такие дети хоть что-то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией столкнулась и я. Появился вопрос: можно ли повысить мотивацию, вовлечь ребёнка в работу без принуждения? Как и другие качества, мотивацию можно развивать. Развивать мотивацию – значит развивать умение плодотворно работать, ставить для себя цели, которые каждый считает для себя необходимыми решить. Дети работают на уроках с полной отдачей тогда, когда понимают, зачем они это делают. Развивая мотивацию можно добиться улучшения учебной деятельности в любом классе с любым уровнем подготовленности детей.
Формирование мотивации – это надежный путь повышения качества образования.
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Не секрет, что главным мотивом обучения в начальных классах является интерес к обучению. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости И поэтому считаю, что «интерес» является одним из сильных стимулов обучения. «Интерес» повышает качество урока, его результат. По моим наблюдениям, материал на уроках усваивается быстрее, так как ученику интересно. Обычно интерес к уроку стараюсь поддерживать необычными приемами, новизной при объяснении темы.
Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.
3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить роль внутренних мотивов.
Факторами, влияющими на формирование положительной мотивации являются: ситуация успеха, разнообразные приемы работы, эмоциональная и доброжелательная атмосфера, дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении детей, возможности каждому ученику выступать активным участником образовательного процесса, приемы развития коммуникативных навыков. Умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:
— создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
— формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
— обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
— организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Главной цепочкой формирования мотивации я считаю: могу – хочу – делаю.
При объяснении новой темы из класса выделялось несколько человек, которые раньше других усваивали новый материал. Этим детям предлагалось выполнить подобное задание на доске, а затем они начинали выполнять самостоятельную работу. С остальными детьми работа продолжалась до выделения новой группы усвоивших учебных материал. Главной задачей каждого урока является не то, сколько времени занимает объяснение нового материала, а то, все ли дети поняли этот материал. На первых порах последний ученик произносивший слово «понял» делал это за минуту до звонка с урока. У детей за это время чётко сформировалось понятие «я могу».
Если ребёнок понимает, что он может выполнить работу, у него выступает на первое место желание выполнить что-то новое. Используя схемы и краткую запись, анализ и синтез, дети с удовольствием решают задачи. Алгоритмы решения примеров чётко проговариваются всем классом в коллективной, групповой работе и работе в парах. Дети с нетерпением ожидают на каждом уроке (вне зависимости, что за урок: русский или математика) самостоятельной работы. Конечно, бывают и ошибки при решении задач и примеров, при выполнении упражнений по русскому языку. Роль учителя при помощи подсказки научить находить такие ошибки, дать возможность самому исправить. Хотелось бы добавить, что при таком подходе, у детей чётко формируется позиция: «у меня получается и мне интересно». Здесь на первое место выступает игра, как один из видов направляющей деятельности детей.
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея тельности. Условно можно выделить 4 блока основ ных методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные. В начальной школе эти методы широко используются:
Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представ лений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания;
Познавательные: познавательный интерес, создание проблемной ситуации,
побуждение к поиску альтернативных реше ний, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация (парная и группо вая работа, проектный метод).
Волевые: формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
Социальные: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллектив ной работы, взаимопроверка.
Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Способы оживления урока:
1) Увлечённое преподавание.
2) Новизна учебного материала.
3) Связь знаний с судьбами людей.
4) Проблемное обучение.
5) Обучение с компьютерной поддержкой.
6) Взаимообучение (в парах, микрогруппах).
7) Создание ситуации успеха.
8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой).
Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
Создание проблемной ситуации;
Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.
Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.
В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Нестандартные уроки:
Ø Уроки- деловые игры.
Ø Уроки- соревнования.
Ø Уроки КВН.
Ø Уроки- зачёты.
Ø Уроки- игры.
Ø Уроки- конкурсы.
q Использование ИКТ
• Активизирует познавательную деятельность учащихся
• Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)
• Повысить объём выполняемой работы на уроке
• Повысить эффективность урока
q Презентация - мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
· доброжелательный настрой урока.
Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.
Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.
Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребята очень любят такие задания. Творчество их безгранично.
На уроках использую и различные, ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют рисунки, придумывают сказки. Учатся составлять синквейн, к рассказам составляют вопросы, готовят тесты.
Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.
Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности
Творческие задания помогают детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети более глубоко воспринимают художественный образ, интересуются книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.
На уроках русского языка использую занимательный материал, он способствует активизации деятельности учащихся, мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, ребята творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
1.Работая по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую
а)Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.
б)Слова наоборот: пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.
2.По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по опорным словам».
1)Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость, задумал, коряга - РАДУГА
Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА
3.По теме «Предложение» дети с интересом выполняют упражнение «Составь предложение».
2)Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.
Например: Петя пошел провожать папу к поезду.
4.Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались».
Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей.
Пришли ребята в зоопарк. Возлевхода – поленья. И объявление: «Мухоморжареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принестиграбли! – скомандовал охранник. Принеслисамые новые. «Великабанка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
Еще использую игры: «Лото», «Верно ли высказывание», «Найди ошибки» и другие.
На уроках математики формированию положительной мотивации способствуют
1) логические задачи, когда
1. Ответив на вопрос задачи, дети могут сформулировать тему урока:
"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?"
(Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя). (Тема: Решение задач.)
2. Провожу уроки-путешествия. Из последних уроков это: " Ярмарка"
В путешествиях обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
3. Математические уроки сказки
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, учит детей быть добрыми и справедливыми.
4. В 1- 2 классе использую веселые задачи в стихах
5. Математические загадки
Расширяют кругозор, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление, знакомят детей с окружающим миром.
Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.
6. С целью снятия мышечного напряжения на уроках используют различные физминутки, гимнастику для глаз.
Использование оценочных листов на уроке так же мотивирует ребят к обучению. На уроках с оценочными листами дети более активны, лучше пишут в тетрадях, не отвлекаются. Каждому хочется выполнить задания на пять. В конце такого урока могу провести тест и выставить оценки за урок каждому.
Не следует оставлять без внимания групповую работу на уроке. При работе в группах повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
На мотивацию влияет и проводимая в конце урока рефлексия. Ребята говорят, начиная со слов:
Я научился…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить…
И в заключение хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы, на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации.
Спасибо за внимание!