Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Полякова О.В. СИСТЕМА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание: Полякова О.В. Система работы логопеда по преодолению нарушений чтения у младших школьников // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

В настоящее время актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательных школах с каждым годом возрастает. Это объясняется тем, что увеличивается количество детей с дислексией. На формирование читательской компетентности влияет длительное пребывание детей в социальных сетях, подготовка к урокам с помощью интернет-ресурсов. Существует множество авторских разработок по диагностике и преодолению нарушения чтения. Они вызывают интерес к данной проблеме, определяет её значимость. Диагностический аспект проблемы разработали Л.Т.Кобзарева, Т.И.Кузьмина в своей работе «Ранняя диагностика нарушения чтения и её коррекция», Н.Л.Белопольская предложила экспресс-диагностику определения навыков чтения, счёта и письма на момент поступления в школу. В 2004 году Р.И.Лалаевой и Л.В.Венедиктовой была разработана методика диагностики нарушения чтения и письма у младших школьников. Коррекционный аспект проблемы представлен в работах Г.Г.Мисаренко, Р.Е.Левиной, И.Н.Садовниковой. Процесс чтения невозможен без познания звуков речи; познания букв; объединения букв в слоги, которые становятся основной единицей чтения; объединения слогов в слова; автоматизации техники чтения, которая проявляется как в большой плавности чтения, так и в повышении темпа и качества чтения. В настоящее время существует множество классификаций нарушения процесса чтения. Многие учёные сходятся во мнении, что дислексия – это состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальных условий обучения. Центральным нарушением является стойкая неспособность овладеть слогоизлиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. Причинами возникновения подобных нарушений являются различные внешние и внутренние вредоносные факторы, влияющие на деятельность ЦНС. Наиболее частотными по степени распространённости являются две основные формы дислексии – оптическая и фонематическая.

При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа буквы. Характерными ошибками являются: замены одних букв на другие, что обусловлено нестойкостью зрительного восприятия и остановки при чтении, что объясняется недостаточной зрительной памятью, при которой ребёнок забывает, какой звук обозначает данная буква.

При фонематической дислексии возникают замены по артикуляторно-аккустическому сходству, что обусловлено несформированностью фонематического восприятия. В основе лежит неразличение глухих и звонких согласных, нарушение дифференциации твёрдых и мягких согласных, смешение свистящих и шипящих, неразличение сонорных звуков, нарушение дифференциации аффрикат.

Степень тяжести дислексии может быть различной: от полной неспособности читать (при алалии и дизартрии) до отдельных специфически х ошибок при чтении.

Дети с нарушение устной речи обучаются в специальных коррекционных школах или в коррекционных классах с ТНР в общеобразовательных школ. Для правильной организации логопедической работы необходимо выявить трудности в овладении чтением у младших школьников. В своей работе я использую следующие основные приёмы: чтение специально подобранных текстов; отдельных букв; чтение слов разной слоговой структуры; подбор соответствующих картинок для оценки осмысления прочитанного (например, подойти к окну). Предлагаю ребёнку соотнести картинку с прочитанным (лампа- лапа, трава- дрова, конфеты- конверты). Свои коррекционные занятия, как групповые, так и индивидуальные, я провожу во внеурочное время во второй половине дня. Перерыв между окончанием уроков и началом коррекционного занятия должно пройти не менее 40 минут. Во время групповых занятий провожу две физкультминутки, чтобы снять усталость у детей (дети –логопаты отличаются повышенной утомляемостью). Для проведения гимнастики для мелкой моторики рук использую упражнения с мячиком су-джок, разноцветные камешки (с их помощью выкладываем зрительный образ звука, т.е. нужную букву). Известно, что дети –логопаты страдают нарушением памяти, внимания. Для развития произвольного внимания в коррекционную работу включаю логоритмические занятия. На уроках логоритмики даю упражнения на переключения внимания с переходом от одного движения к другому в соответствии со сменой музыкального сопровождения. Сначала предлагаю два движения и два музыкальных фрагмента, затем увеличиваю до пяти-шести. Для расширения объёма внимания предлагаю двум ребятам одновременно показать простые движения, а третий должен их воспроизвести. Упражнения на распределения внимания включают в себя одновременное выполнение нескольких движений. Например, школьники идут по кругу под маршевую музыку и отбивают ритм мелодии ладонями. Особое внимание уделяю музыкально-двигательным играм. Они развивают все основные качества произвольного внимания.

Современные условия инклюзивного образования привлекают и многих других специалистов, работающих в школе: педагога-психолога, учителя-дефекто-лога. Работая в системе, можно добиться результатов.

Сведения об авторе

Полякова Ольга Викторовна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70, Россия, г. Липецк.