воспитатель
МБДОУ д\с № 4 "Ладушки" г. Шумерля
Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Это предоставило современному педагогу свободу в выборе эффективных форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.
В педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются разработка новых педагогических технологий, связанных с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находились и педагоги нашего детского сада.
Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».
На первом этапе воспитателями нашего детского сада был изучен немногочисленный опыт работ отечественных педагогов по данной теме с использованием интернет - ресурсов, журналов «Дошкольное образование», т.д.
Познакомившись с данной литературой, мы узнали, что "Лэпбук" (lapbook) - сравнительно новое средство обучения
Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения.
Лэпбук – это один из новых способов организации образовательной деятельности с дошкольниками, средство для повышения педагогического мастерства педагога, это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, развивает у детей любознательность, произвольность, инициативность. Все игры в лэпбуке интерактивны, ребёнок использует разные виды деятельности в ходе заполнения этой папки, таким образом происходит интеграция образовательных областей и видов деятельности. В этом состоит новизна и нестандартность этой формы работы.
Инновационную интерактивную технологию «Лэпбук» используем для обновления развивающей предметно-пространственной среды.
Чем же привлекла нас эта технология?
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
- вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей; в лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
- доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности; лэпбук обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
- насыщенность - среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой);
- безопасность – одно из главных требований к организации ППРС.
Также работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем пяти направлениям.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность воспитателю построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В нашем детском саду лэпбук используется в работе с детьми.
Для детей младшего возраста берем «широкие, обобщающие» темы – зима, осень, животные, насекомые, сказки и т.п. Получается книжка с самыми общими знаниями, которые для них являются новыми.
Для детей старшего возраста - темы берем более узкие, несущие конкретную информацию. Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий Лэпбук на тему «Насекомые», а можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в Лэпбуке дать подробную информацию о нем.
Расскажу об опыте применения новой технологии в своей работе.
Для меня стала привлекательна данная форма работы:
1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку.
2. Лэпбук - это превосходный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.
4. Это просто интересно.
Первый, созданный мной лэпбук - это «Малышам о насекомых». Выполнен в форме трёхстворчатой папки с кармашками.
Он содержит рубрики: «Отгадай загадку», «Игра - лото «Насекомые», «Найди пару», «Разложи по порядку», «Один-много», «Разрезные картинки», «Раскраски».
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о насекомых.
Задачи: развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, развивать интерес к живой природе, миру насекомых, обогащать словарный запас детей, развивать желание выполнять совместные игровые задания.
Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка.
Следующий изготовленный мною лэпбук - «Животные наших лесов». Так же оформлен в виде трёхстворчатой папки с кармашками.
На створках лэпбука находятся рубрики: «Загадки в картинках», «Это интересно», «Животные и их детеныши», «Лото-Животные леса», «Животные Красной книги России», Игра «Мэмо», «Кто чем питается», «Раскраски».
Лэпбук интересен тем, что собранный материал стал хорошим подспорьем при закреплении темы, расширил представления детей о животном мире.
Папка с дидактическими играми использовалась в процессе совместной деятельности детей друг с другом и со взрослым, так же и в самостоятельной деятельности. Лэпбук повысил интерес у дошкольников к животному миру.
Сначала я использовала лэпбук для закрепления знаний детей по теме «Дикие животные леса». Интересную папку предложила ребятам в день рефлексии пройденной темы. Мы рассмотрели "Лэпбук" как необычную книжку про животных, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки. Интерес детей к папке был вызван не только ее красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая содержимое кармашков, дети с удовольствием убеждались в том, как много они знают о животных.
На родительском собрании познакомила родителей с лэпбуком. Они заинтересовались и включились в совместную с детьми работу по его изготовлению: подбору нужной информации, изготовлению дидактических игр.
В настоящее время идет работа по изготовлению лепбука «Занимательная математика». Где будет представлена информация для формирования и закрепления у детей представлений о цвете, форме, величине предметов.
В перспективе планирую работу по изготовлению других лэпбуков, которые станут творческим продуктом проектной деятельности и будут выполнены совместно с родителями. В группе будет создана копилка лэпбуков.
Подводя итог, необходимо отметить, что создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания по теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
- позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
- развивает речь, творческое мышление, мелкую моторику;
- помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
- позволяет сохранить собранный материал;
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- объединяет педагогов, детей и родителей;
- способствует творческой самореализации педагога.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Список литературы:
1.Блохина Е.,Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч» №4 2015 год.
2.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/05/22/dokladu-na-temu-lepbuk-kak-sovremennoe-sredstvo-razvitiya-deteyopyt