Высшая школа делового администрирования
Конференции
Март 2023

РУЧНОЙ ТРУД СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Дубовицкая Наталья Николаевна
воспитатель
Лучинкина Ирина Николаевна
воспитатель
МДОУ детский сад № 34 "Звёздочка", г. Серпухов

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.

Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высо кую заинтересованность, успехи и — что еще немаловажно — ма лую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влия ние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из ком понентов эстетической деятельности, в основе которой лежит худо жественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Мы считаем, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют:

- работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовле ние декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декора ций и сувениров, макетов кукольных комнат;

- работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из тка ни, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, де талей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);

- работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых расте нии; оформление живого уголка);

- работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, суве ниров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);

- работа с глиной (создание декоративных украшений, керамиче ских панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

- работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и пред метов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и суве ниров из синтетических тканей).

При разработке технологии по труду нужно использовать модульное построение содержания её процедурного компонента, что позволит представить её в форме технологической карты. Технологическая карта – это есть описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Технология включает три организационно-содержательных модуля:

1. Приобщение старших дошкольников к труду.

2. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

3. Организация трудовой предметно – развивающей среды.

Индивидуальность старшего дошкольника в трудовой деятельности представляет собой уникальный комплекс свойств психики и личности, а также социально – значимых отличий, позволяющий личности обеспечивать внутреннюю целостность и относительную самостоятельность, активно и творчески проявлять себя в окружающем мире и деятельности.

В структуре индивидуальности старшего дошкольника в трудовой деятельности выделено три компонента:

-когнитивно-деятельностный;

-эмоционально - оценочный;

-творческий.

Компоненты

Критерии

Показатели

Когнитивно-

деятельностный

Эмоционально – оценочный

Творческий

Компетентность

Произвольность

Самооценка.

Инициатива.

Самостоятельность

Креативность.

-наличие системных знаний,

-владение обобщёнными трудовыми умениями и навыками;

-владение навыками самоконтроля и стремление доводить начатое дело дот конца, добиваясь качественных результатов на основе соподчинения мотивов «хочу» и «надо».

ответственность за результаты и последствия реализуемой деятельности;

-эстетическое отношение к деятельности, т.е. способность получать удовлетворение от удачно завершённой работы, преодоление трудностей в ходе её выполнения;

-адекватная самооценка результатов своей трудовой деятельности.

-потребность к творческой активности, самореализации своих потенциальных возможностей;

-способность создавать собственный замысел и реализовывать его на основе обобщённых знаний и умений;

-умение планировать и организовывать деятельность без напоминания и посторонней помощи.



При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различ ных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенно стями мастерства, приобщает к народному декоративному искус ству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.

Литература:

1. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие / Л.И.Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 221.

2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1990.-158с.