Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ 4 КЛАССА

Фистикан Наталья Григорьевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1 им. И.М. Кузнецова, с. Большая Черниговка, район Большечерниговский Самарской области

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Мир профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиях к основной образовательной программе начального общего образования.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Одним из источников нравственности являются: труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость).

О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.

Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.

Цель курса: формирование значимости труда, как базовой национальной ценности воспитания обучающихся.

Задачи:

- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;

- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;

- воспитывать уважение к людям труда;

- побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;

- создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.

Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Планируемые результаты освоения курса

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

· имеет представление о трудовой деятельности;

· умеет выделять особенности определённой профессии.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся:

· понимает и принимает учебную задачу, сформулированную учителем;

· осуществляет контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

· проводить сравнение и классификацию объектов;

· формулировать свои затруднения;

· слушать собеседника.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

· эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· обращаться за помощью;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

· вести дискуссию, правильно выражать свои мысли;

· оказывать поддержку друг другу.

Предметные результаты:

· умеет по описанию определить профессию;

· называет различные предметы, характеризующие принадлежность к какой-либо профессии;

· знает пословицы о труде;

· стихи о различных профессиях;

· знает профессии своих родителей.

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель ности можно оценить по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о профессиях, ценности любого труда в любой профессии; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к труду, к уважению людей любой профессии, труд любой профессии почетен.

Объем программы:

Программа рассчитана для учащихся 4 класса, на 1 год обучения.

На реализацию курса «Мир профессий» в 4 классе отводится 34 ч в год

(1 час в неделю).

Формы занятий:

· дискуссии,

· диспуты,

· деловая игра,

· беседы,

· встречи,

· экскурсии,

· сюжетно-ролевые игры,

· викторины,

· элементы занимательности и состязательности,

· конкурсы,

· праздники.

Структура занятий

· Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

· Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

◦ что я знаю об этой профессии;

◦ что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

◦ какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

◦ что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.

· Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой профессией.

· Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Учебно-тематический план на год

№ п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Введение в мир профессий

5

2.

Знакомство с различными профессиями

15

3.

Проект «Азбука профессий»

3

4.

Профессия моих родителей

8

5.

Итоговые занятия. Викторина и праздник

3

Итого:

34



Содержание курса

1 раздел (6 ч.)

Введение в мир профессий.

Выявить уровень знаний учащихся о профессиях. Дать понятия – трудовая деятельность, профессия – как вид трудовой деятельности

2 раздел (15 ч.)

Знакомство с различными профессиями.

Познакомить с профессиями продавца, повара, парикмахера, художника, врача, людей, занятых в строительстве через очные и заочные экскурсии.

3 раздел (5 ч.)

Проект «Азбука профессий»

Проектная деятельность по составлению азбуки профессий. Изготовление книжек-малышек «Азбука профессий»

4 раздел (6 ч.)

Профессия моих родителей

Рассказ детей о профессиях своих родителей. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

5 раздел (3 ч.)

Итоговые занятия.

Викторина «Парад профессий».

Праздник-отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей и ребят из начальной школы.

№ и название раздела

Теорети-ческие

Практи-ческие

Форма организации

1. Введение в мир профессий

3

3

Беседа, работа в парах, группах.

2. Знакомство с различными профессиями

5

10

Экскурсии, конкурсы, подвижные игры, сюжетно-ролевая игра

3. Проект «Азбука профессий»

2

3

Работа в группах, конкурс рисунков.

4. Профессия моих родителей

3

3

Мини-проекты, беседа, пресс - конференция

5. Итоговые занятия

1

2

Викторина, праздник



Тематическое планирование занятий



Тема занятия

Основное содержание

Форма организации

Введение в мир профессий. (6 ч.)

1

Трудовая деятельность человека

Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Найди пословицу о труде»

Беседа, работа в группах

2

Какие профессии ты знаешь?

Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ обучающихся о некоторых профессиях. Конкурс загадок «Угадай профессию!»

Конкурс загадок

3, 4

Мир необычных профессий

Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Беседа

5

Стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Чтение стихотворения

6

Кем я хочу стать?

Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Чтение стихотворения, конкурс рисунков

Знакомство с различными профессиями. (15 ч.)

7

Профессия - учитель

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке».

Конкурс загадок на тему «Школа».

Конкурсы, подвижные игры, сюжетно-ролевая игра

8

Профессия – воспитатель ДОУ

Разминка. Кто такой воспитатель? Конкурс загадок на тему «Игрушки»

Выход в детский сад. Разучим с малышами подвижные игры.

Экскурсии,

конкурсы, подвижные игры

9

Профессия -библиотекарь

Экскурсия в школьную библиотеку.

Экскурсия

10, 11

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Экскурсия в магазин.

Экскурсия

12

Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»

Знакомство с профессией парикмахера. Конкурс на лучшую прическу

Конкурс

13, 14

Профессия - повар

Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Конкурсная программа «Весёлые поварята»

Беседа,

работа в группах

15

Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Игра «В больнице»

Беседа,

работа в группах

16

Строительные профессии

Знакомство со строительными специальностями: маляра, каменщика, кровельщика, инженера, архитектора.

Беседа,

работа в группах

17

Проект «Строим дом»

Кого позовем строить дом?

Рисуем «Мой дом»

Проект, конкурс рисунков

18, 19

Профессия - художник

Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я - художник»

Викторина,

конкурс рисунков

20

Игра «Доскажи словечко»

Игровая ситуация, конкурс загадок

Работа в группах

21

Игра «Волшебный сундучок»

Игровая ситуация, конкурс рисунков

Работа в группах

Проект «Азбука профессий» (5 ч.)

22, 23

Составление папки «Азбука профессий»

Коллективная работа: создание книжки- малышки «Азбука профессий». Конкурс рисунков

Работа в группах, парах

24

Стихи о профессиях

Чтение и разучивание стихов о профессии

Работа в группах

25, 26

Представление мини-проектов о профессии

Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях

Работа в группах, конкурс рисунков

Профессия моих родителей. (5 ч.)

27, 28

Профессия моих родителей

Подготовка мини-проектов «Кем работают мои родители?»

Мини-проекты, беседа, пресс - конференция

29

Зачем человек трудится?

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Презентация

Разрезные карточки с пословицами

30, 31

Встреча с родителями

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Встреча

Итоговые занятия. (3 ч.)

32

Викторина «Парад профессий»

Викторина «Что мы узнали о профессиях?»

Викторина

33, 34

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Подготовка и проведение праздника для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Праздник



Используемая литература

1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2020.

2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2019.