Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МИР КОНЧИКАМИ ПАЛЬЦЕВ, ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

Шелихова Анна Викторовна,
учитель биологии, географии, химии,
ГОУ ЛНР «РУРЦ»,
г. Луганск
МИР КОНЧИКАМИ ПАЛЬЦЕВ, ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ
Последние несколько десятков лет все мировое сообщество приковано взглядами к природным катастрофам. Землетрясения, цунами, смерчи, таяние льдов и в тоже время пересыхание не только рек, но морей, вырубка лесов, появление и быстрое распространение на большие территории неизвестных и смертельных болезней, изменению флоры и фауны — все это привело к более тщательному рассмотрению экологической обстановки в каждой стране и мире в целом.
Именно сейчас необходимо осознание значимости каждого из нас в сохранности природного потенциала планеты. В последнее время во все учебные учреждения внедряются предметы и внеурочная деятельность связанные с экологическим профилем.
Каждый педагог, начиная рассказывать об экологии говорит, что это наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой. Однако жителям крупных мегаполисов тяжело понять, например, как именно взаимодействуют между собой растительный и животный мир, поэтому воспитание подрастающего поколения должно начинаться практически с рождения и внедряться с дошкольных учреждениях. Дети, которые проживают в селах или поселках находятся ближе к природе, общение с представителями флоры и фауны для них является обыденным явлением, однако и им необходимо дошкольное экологическое воспитание.
Что же мы понимаем под понятием «экологическое воспитание»? Прежде всего это воспитание любви к природе. Именно любовь и ответственность поможет нам сохранить то богатство, которое нас окружает вокруг. Природа для нас должна стать не просто словом, а чем-то родным и понятным.
Выбор форм и методов для реализации поставленных целей лежит на педагоге. Не маловажным является тот факт, для кого подбираются данные методы и формы. Моя педагогическая деятельность связана с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Для таких детей сложно прививать любовь к природе только через картины и видеоматериалы. Слабовидящим, а особенно слепым детям необходимо чувствовать теплые лучи солнца на коже, вдыхать аромат цветов, слышать пение птиц, видеть мир кончиками пальцев. Все это дети получают во время прогулок по территории центра, а прогулки в парк помогают более широко познакомиться с окружающим миром, при этом используются элементы экологических экскурсий.
Из наглядных методов часто используются наблюдения за изменениями в природе — как изменятся растительный мир в разные времена года, как мигрируют насекомые, изменение голосов птиц в разные периоды их жизни.
Огромнейшую роль в экологическом воспитании играют словесные методы, а именно тематические беседа, чтение художественных произведений о природе, а для младших рассказы и сказки.
В центре проводятся экологические конкурсы с загадками и викторинами, дети активно участвуют в различных инсценировках и театральных постановках на соответствующую тематику — все это учит воспитанников концентрировать внимание на предметах окружающего мира, явлений природы, помогает анализировать полученные знания и применять их на практике.
Не смотря на то, что наши учащиеся видят мир иначе, они с большим удовольствием принимают участие в практической деятельности и в полной мере реализуют практические методы через игру и элементарные опыты и моделирование. Наблюдения за птицами способствует проявлению заботы о них и ежедневному подкармливанию, а также проектирование и моделирование кормушек для пернатых. Этот труд создает особенные благоприятные условия для развития мышления, творческих способностей и конечно любовь к природе.
Работа по экологическому воспитанию в нашем центре ведется постоянно. В этом году была введена внеурочная деятельность для обучающихся 7-8 классов по теме: «Природа и мы» относящееся к экологическому направлению. На этих занятиях ученики познакомились с «экологией» как наукой, различными экосистемами, глобальными и частными проблемами экологического характера, обсуждали пути решения связанные с охраной природы, а также закрепили полученные знания по гидросфере, атмосфере, литосфере и биосфере. Учебный год завершится круглым столом «Чем я могу помочь природе?», на котором будут представлены основные проблемы региона и пути их решения.
И мы, как педагоги, должны постоянно помнить, что мы обязаны научить наших воспитанников не просто любить природу, но и уважать, а также защищать ее.
Апрель 2021