учитель физики
МОУ СОШ № 12 п. Терек, Буденновский МО, Ставропольский край
Мы горячо любим свою Родину — Россию. Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, учиться, начать трудовую жизнь. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать. Д. И. Копылов. Во время всей своей работы в школе учитель прилагает максимум усилий к тому, чтобы воспитывать своих учеников как истинных патриотов своего Отечества, духовно-нравственных, достойных граждан страны, способных приносить пользу обществу. Вести эту воспитательную работу необходимо не только во время проведения внеурочных мероприятий, но и на каждом уроке, в том числе и на уроках физики.
Физика — одна из главных наук естественнонаучного направления. Для обучающихся изучение физики имеет большое познавательное и мировоззренческое значение. Использование краеведческого материала на уроках физики (например, при решении задач) позволит изучить, понять и принять те или иные исторические события и несомненно окажет большое воспитательное влияние на обучающихся. Что касается использования краеведческого материала, взятого из истории родного края, то здесь наверняка будет присутствовать высокий воспитательный эффект — формирование у школьников чувства патриотизма, духовно-нравственных начал и любви к своей малой родине. Этому будет способствовать и изучение личности, замечательного изобретателя, купца Глинкова Р. А., который в 1760 построил гребнечесальную и многоверетенную льнопрядильную машину. Работа с краеведческим материалом на уроках физики направлена на развитие у обучающихся креативного мышления, повышение интереса к изучению традиций истории и культуры своей малой Родины, а также обеспечит устойчивую мотивацию к физике и её изучению. Например, при изучении темы «Кинематика твёрдого тела» в 10 классе на этапе обобщения (закрепления) материала обучающимся можно предложить разгадать кроссворд. В результате разгадывания в выделенной строке они прочитают полученные слова — Радион Глинков. Кто такой Радион Глинков? На этот вопрос дети смогут ответить, воспользовавшись интернет-ресурсами. Далее им можно предложить решить задачи, в условиях которых содержатся сведения из краеведческого материала про Р.Глинкова. А в качестве дифференцированного домашнего задания предложить обучающимся самостоятельно составить задачи по изучаемой теме на основе краеведческого материала. Тема: Кинематика твёрдого тела. 10 класс Кроссворд Радион Глинков Вопросы Угол, соответствующий дуге, длина которой равна её радиусу. При поступательном движении все точки тела движутся одинаково, т. е. проходят …… пути. Единица измерения плоских углов. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности. Замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от её центра. ……… точки при её равномерном движении по окружности называют центростремительным.
Геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом. Скорость, единица измерения которой рад/с. Время одного полного оборота телом. Угловая и …… скорости вращения. При поступательном движении все точки тела движутся одинаково, т. е. имеют равную ……... Число полных оборотов за 1секунду — …… вращения. Тело, деформациями которого можно пренебречь в условиях данной задачи называют абсолютно....... тело. Ответы Краеведческий материал Р. А. Глинков (1729 1789) купец, изобретатель. Р. А. Глинков (1729–1789) — купец, изобретатель. Родился в городе Серпейске и всю жизнь был тесно связан с этим краем. С юношеских лет занимался предпринимательством…… В 1760 году Р. Глинков построил гребнечесальную и многоверетенную льнопрядильную машину, приводившиеся в действие водяными колесами. В завершенной форме они были изобретены в 1771 году. Прядильно-чесальная машина представляет собой две совершенно самостоятельные машины (многоверетенную прядильную и гребнечесальную), соединенные в одну систему с общим гидравлическим двигателем. Эта система приводилась в движение водяным колесом, диаметр которого составлял 4,2 метра при ширине лопаток 1 метр. Скорость колеса составляла около 6 оборотов в минуту. Высота падения воды была 4,75 метра. Основными частями прядильной машины являлись прядильня (аппарат для прядения нитей) и мотовильня {инструмент для перематывания выпряденной нити и деления ее на мотки нужной величины). Прядильня имела 30 веретен с катушками, вращавшимися для того времени с большой скоростью (1260 оборотов в минуту). Умер Р. А. Глинков 5 декабря (24 ноября) 1789 года. Имя его было надолго забыто, но история расставила все по своим местам. Принцип его изобретений применяется и в современных прядильных станках. В Московском политехническом музее хранятся чертежи и модели машин Глинкова. ……
Задача № 1. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом, диаметр которого составлял 4,2 метра. За одну минуту водяное колесо делает 6 оборотов. Определите скорость и центростремительное ускорение точек обода водяного колеса, а также период вращения водяного колеса.
Задача № 2. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом. Определите работу и мощность плотины, если высота падения воды 4,75 метра, а за 5минут падает 50 м 3 воды.
Задача № 3. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом. Высота падения воды 4,75 метра. Какой потенциальной энергией относительно Земли обладает 1000 литров воды? Какую работу при этом совершает сила тяжести, действующая на этот объём воды? Еще в XVII веке великий ученый педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею о преподавании на основе изучения родного края. В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Многим учащимся предстоит жить и трудиться в своем крае и поэтому они должны знать его. «Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать». (Лихачев Д. С.)
При отборе краеведческого материала для уроков физики необходимо придерживаться следующих положений:
1. Связь имеющихся местных сведений с изучаемым материалом.
2. Доступность понимания данного материала для учащихся.
3. Связь с другими предметами (химия, география, биология, экология, история).
4. Значимость данного материала и активизация интереса учащихся.
5. Содействие экологическому воспитанию и формирование научного мировоззрения.
6. Отражение основных направлений научно-технического прогресса и перспектив развития региона.
Для реализации этих положений можно использовать следующие методы и приемы:
· Беседы и лекции на уроках для актуализации знаний, постановка проблемы;
· Подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений, презентаций по конкретным темам курса физики;
· Составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения из местного краеведческого материала;
· Экскурсии по объектам региона;
· Проведение исследовательских лабораторных работ по физике с использованием краеведческого материала;
· Оформление стендов и альбомов для иллюстраций использования местного материала на уроках;
· Организация внеурочной работы.
К примеру, ученикам можно дать такие задания:
1. Подготовить сообщения или презентации на темы: «Физика и экология почвы родного края», «Физика и экология жилища», «Физика и водные ресурсы края», «Экологические проблемы края и пути их решения»; «Региональные проблемы радиоактивного загрязнения», «Энергетика региона» т. п.
2. Использовать краеведческий материал для составления и решения качественных и вычислительных задач.
Приведу примеры таких задач.
При изучении темы «Давление в жидкости и газе».
Задача №1. Самый крупный водоем нашего региона - Каспийское море, максимальная глубина которого достигает 980 м и занимает в России по глубине 2-е место после озера Байкал. Вычислите давление воды на этой глубине. Какая сила давления действует на рыбу площадью 50 см 2 на данной глубине, плотность воды равна 1030 кг/м3.
При изучении темы «Плотность».
Задача №2. Один из древних типов жилища кочевых народов - юрта, для установки которой используют пласты войлока из шерсти овец. Известно, что на 1 юрту требуется шерсти 50 овец. Найти массу шерсти, необходимой для изготовления юрты, если размер пласта 300 см*150 см* 1,5 см. С одной овцы можно получить шерсти примерно 2,5 кг, а для юрты необходимо 6 пластов войлока. Плотность шерсти принять за 300 кг/м3.
При изучении темы «Количество теплоты. Теплота сгорания топлива».
Задача №3. С 1986 года на территории Красноярского района работает крупнейшее в регионе предприятие «Газпром Добыча-Астрахань» по добыче и переработке серогазосодержащего конденсата. Из него получают бытовой газ, бензин, керосин, серу и др. Определите количество теплоты, выделяющейся при сгорании бытового газа для отопления вашей квартиры, используя справочный материал и показания газового счетчика за 1 день, месяц.
При изучении темы «Архимедова сила».
Задача №4. Плотность солевого раствора озера 1210 кг/м3. Вычислить архимедову силу, действующую на человека, объем которого 1,5 м3. Сравнить полученное значение архимедовой силы с силой, действующей на человека в пресной воде.
Тема «Атмосферное давление».
Задача №5. Используя значение высоты местности относительно уровня Мирового океана на северо-западе (15-20 м ниже уровня) и юго-востоке (3-28 м ниже уровня) области, вычислить атмосферное давление.
Тема «Интерференция света».
Задача №6. Объяснить радужную окраску крыльев стрекозы, обитающей в регионе.
Библиографический список.
1. Т. В. Филонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78047/
2. Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78047/
Приложение
Тема: Кинематика твёрдого тела. 10 класс
Кроссворд Радион Глинков Вопросы:1. Угол, соответствующий дуге, длина которой равна её радиусу.
2. При поступательном движении все точки тела движутся одинаково, т. е. проходят …… пути.
3.Единица измерения плоских углов
4.Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности.
5. Замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от её центра.\
6. …… точки при её равномерном движении по окружности называют центростремительным.
7. Геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
8. Скорость, единица измерения которой рад/с.
9. Время одного полного оборота телом.
10. Угловая и …….. скорости вращения.
11. При поступательном движении все точки тела движутся одинаково, т. е. имеют равную ……...
12.Число полных оборотов за 1секунду — ……. вращения.
13.Тело, деформациями которого можно пренебречь в условиях данной задачи называют абсолютно....... тело.