учитель изобразительного искусства
ГОКУ СКШ № 6
Цель:
- формирования чувства патриотизма и гражданской позиции у учащихся, путём изучения истории родного края;
- воспитания чувства любви и гордости за свой край, малую Родину;
- воспитание чувства любви и уважения к обычаям, традициям;
- формирование развития коммуникативных способностей.
Задачи:
Образовательные: учить любить и уважать Родину, закрепить понятия «Родина», «герой», «патриотизм»; воспитывать уважение к героям страны;
Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ); развитие памяти, путём повторения пройденной темы («патриотизм», «Родина»).
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса Родине, посредством смены видов деятельности; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении записей, выполнении творческих работ.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Тип урока: беседа с элементами игры.
Материалы и оборудование: презентация; проектор и компьютер, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: воспроизводить известную информацию, анализировать её.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные: определять общую цель и пути её достижения, иметь представление о родной стране, о героях и достижениях государства.
Этапы урока:
1. Мотивационный этап;
2. Повторение ранее изученного (актуализации знаний);
3. Информационный блок (изучение нового материала);
4. Физминутка;
5. Блок самопроверки и самоанализа;
6. Домашнее задание;
7. Рефлексивный блок.
Ход занятия
Основные
этапы
занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальная учебная деятельность
Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера!
Дети внимательно слушают вопросы и отвечают на них.
Ребята, у вас на партах разложены листочки, на которых написаны числа и буквы, вам нужно сейчас все эти листочки прикрепить на доску по порядку чисел.
- Что получилось?
Прочитаем все вместе тему нашего кл.часа
«Я – патриот своей страны».
Дети по очереди прикрепляют на доску листочки. Вместе с учителем читают, что получилось.
Повторение
Информационный блок (изучение нового материала)
А кто такой патриот?
Человек, любящий родину, родное государство, который готов на подвиг и личные жертвы во имя отчизны.
А что такое патриотизм?
Это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
А сейчас мне нужно одного помощника.
На слайде список качеств, свойственных и не свойственных патриоту.
Давайте выберем из них качества, свойственные патриоту. Я буду называть их, а вы будете говорить какое качество свойственно Патриоту. А мой помощник будет вещать их на доску.
1. Готов встать на защиту Родины. *
2. Хорошо учится. *
3. Не любит работать.
4. Занимается спортом. *
5. Любит животных. *
6. Не слушается своих родителей.
7. Любит то место, где родился и вырос. *
8. Любит и не забывает свою мать, свой дом. *
9. Не хочет учиться.
10. С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. *
11. Не только любит, но и охраняет природу.*
12. Не уступает место старшим в автобусе.
13. Знает государственную символику. *
14. Украшает Родину своим трудом. *
15. Знает свой государственный язык. *
16. Разоряет птичьи гнёзда.
17. Знает историю своей страны, гордится своими предками. *
18. Бросает мусор.
19. Хорошо читает, пишет стихи. *
20. Хороший друг. *
Хорошо, молодцы, ребята! Спасибо…
А вы себя можете назвать патриотами?
Свойственны ли вам эти качества?
Дорогие ребята, я хочу, что бы вы выросли настоящими патриотами своего отечества.
А для этого нужно любить и уважать свою Родину.
Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово.
У каждого человека есть своя Родина, своя малая родина.
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать свою малую Родину? (какая она?)
А для этого мы сейчас с вами поиграем в игру. Вы сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепим их на доску.
Карточки (любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая…)
Ребята, вы назвали свою родину …
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
(писатель и педагог Конст. Дмит. Ушинский)
Слушают вопрос и дают определение, что обозначает слово Патриот.
Слушают вопрос и дают определение, что такое патриотизм.
Выбирают качества, свойственные патриоту.
Помощник вешает на доску листочки с теми качествами, которые свойственные Патриоту.
Отвечают на вопрос учителя.
Выбирают карточки и прикрепляют их магнитами на доску.
Слушают внимательно стихотворение К.Д. Ушинского
Личностные: Знать и понимать определения, что такое патриот, патриотизм.
Познавательные:
Понимать заданный вопрос, строить правильно ответ, извлекать нужную информацию из предоставленного задания.
Ребята, назовите символы Российского государства? (Герб, Флаг)
А вы знаете, что для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы.
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России. А записаны они в одной книге. И называется она Конституция.
12декабря мы отмечали день Конституции.
Называют символы Российского государства
Слушают рассказ о Конституции.
Предметные: способствовать расширению кругозора ребенка, слушать и понимать других.
Посмотрите ребята, как наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса.
Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток.
Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов.
В России живут умные, талантливые, добрые люди.
Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами.
Родина (С. Орлов)
Россия — Родина моя,
Холмы, дубравы и долины,
Грома морей и плеск ручья,
Прими, Россия, слово сына!
Ты стала всем в моей судьбе,
А мне за жизнь свою, признаться,
Как к матери, в любви к тебе
Не доводилось объясняться.
Россия — Родина моя!
Есть на земле края иные,
Где шум лесов и звон ручья
Почти такие ж, как в России.
Но небу одному равна
Над головой своей по шири,
Ты первой названа, страна,
Надеждой мира в целом мире.
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок.
А вы знаете пословицы и поговорки о родине?
Конкурс «Кто больше назовёт пословиц»
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Без корня и полынь не растёт.
3. Где кто родится, там и пригодится.
4. Дома и стены помогают.
5. Если народ един, он непобедим.
6. Родина - мать, умей за неё постоять.
7. Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Ребята, а как называется наш край?
Давайте посмотрим на символику нашего родного края.
Герб Иркутской области представляет собой изображение щита, с изображением бабра. Геральдическое описание герба гласит: «В серебряном поле чёрный бабр с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя».
Геральдические цвета герба означают:
серебряный — правдивость, невинность, чистоту;
чёрный — благоразумие, смирение, печаль;
червлёный — храбрость, мужество, неустрашимость.
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикально расположенных полос: двух синего и средней — белого цвета, в центре которой помещается изображение основного элемента герба: бегущего в левую сторону бабра, держащего в пасти червлёного (красного) соболя, в обрамлении стилизованных зелёных ветвей кедра.
Слушают учителя и
просматривают слайды о Родине.
Портрет автора
Называют пословицы о Родине.
Смотрят по слайду символы области
Слушают рассказ учителя о символике области.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других.
Познавательные: формируем умение находить ответы на поставленные вопросы.
Личностные: знать, как выглядят символы родного края.
Физкультминутка
Мы много поработали, давайте отдохнём.
-Если вы с радостью идете в школу, поднимите правую руку.
- Если вы считаете, что должны изучать историю и культуру своей страны, сделайте шаг вперед.
- Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
- Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
- Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмите за руку рядом стоящих с вами одноклассников.
- Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
- Если вы считаете, что нужно изучать и соблюдать законы своей страны, сядьте тихо за парту.
Повторяют за учителем задания по физминутке.
На слайде ребята, написано два раза слово родина.
Как вы думаете в чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)
Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)
Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем селе, о том месте, где мы родились и живём.)
Ребята, а что для вас является малой Родиной? (ответы детей)
Правильно. Это место, где находится ваш дом. Где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.
Город Нижнеудинск
Нижнеудинск – городок у подножия Восточных Саян. Административный центр: город Нижнеудинск. Дата основания города: 1648 год. Численность населения: 39.2 тысяч человек. Площадь города: 6,8 тысяч гектаров. Нижнеудинск находится на берегу реки Уды. В 18 километрах по течению есть очень красивый Уковский водопад – любимое место отдыха местных жителей и туристов.
Отвечают на вопросы учителя о Родине.
Слушают историю создания города.
Отвечают на вопросы учителя о символике города.
Личностные: умение высказывать свое мнение, формирование мотивации к обучению.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: развивать умение контролировать и давать оценку своим действиям.
Блок самопроверки и самоанализа
Домашнее задание
А теперь я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»
Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу.
Запишите на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания.
А теперь давайте прикрепим эти листочки с вашими пожеланиями и мечтами на дерево.
Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины!
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной.
Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне.
У нас в стране, во всех регионах существуют клубы «Юные патриоты России». Я раздаю вам эмблемы этого клуба. И попрошу вас дома нарисовать рисунок на тему: «Я – патриот своей страны». У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Пусть это будет началом вашего пути. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Пишут на листочках свои мечты и желания.
Прикрепляют листочки на дерево.
Рефлексия
Ребята, я предлагаю вам продолжить фразы.
Я присутствовал (а) на классном часе, который называется…
Мне больше всего запомнилось …
Мое эмоциональное состояние …
Этот классный час научил меня...
Наш сегодняшний классный час подошел к концу.
Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили.
Ведь каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю.
Я думаю, что вы станете настоящими патриотами своей страны.
В мирном небе пусть сияет солнышко, согревая красоту родной земли.
Не забывайте никогда свою малую Родину, кто вы и откуда...
Продолжают фразы.
Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.
А в заключении я хочу прочитать вам стихотворение Оксаны Бобковой
Мой город родной
Городок небольшой у низовья Уды,
Нижнеудинск! Мой город родной!
От истоков твоих, Из времён старины,
О тебе мой рассказ небольшой.
В таёжной глубинке, у бурной реки,
Где ставили сети на зверя, далече,
Решили построить острог казаки
И люд собирали покрепче.
Валили тайгу, воздвигали кресты...
Работа тяжёлой казалась бы ныне?
Тогда после дня пали ниц мужики,
А бабы с детьми да у печи.
Острог деревянный, пол пахнет смолой,
Стол бабы скоблят, нет места унынью.
Ребята малые играют гурьбой,
Есть игры такие и ныне.
И жизнь здесь текла своим чередом:
Кто рыбу ловил, кто на зверя ходил...
Свеж воздух вкруг сосен и лиственниц с кедром, в тайге много ягод, и как исполин,
Построен острог Нижнеудинский первый!
Слушают стихотворение.
Видеоролик о Нижнеудинске
Личностные: понимать необходимость и важность темы о патриотизме, о любви к малой Родине.