Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ)

Туренко Виктория Геннадиевна,
учитель-логопед,
«Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
г. Губкин
Формирование пространственно-временной ориентации у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)
Часто, при индивидуальном, более детальном обследовании детей с подозрением на общее недоразвитие речи, логопед сталкивается с фактом, что дети испытывают трудности в узнавании времен года и назывании их последовательности; назывании месяцев и соотнесении их с соответствующим временем года; путаются в очередности дней недели. Дети данной категории недостаточно четко ориентируются в схеме собственного тела: затрудняются в определении правой и левой стороны, верха и низа. Испытывают трудности в узнавании предметов в контурном изображении и с наложенным изображением. Наблюдаются затруднения в дифференциации предлогов «к» - «у», «в» – «на», не используются предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения «над», «под». Слова «широкий», «узкий», «тонкий», «толстый» заменяются понятиями «большой», «маленький». Эти затруднения свидетельствуют о несформированности пространственных представлений.
Нейропсихологическая диагностика выявляет, что причиной нарушений пространственных представлений является несформированность отделов, обеспечивающих пространственно-временной анализ и синтез. Ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве - сложные деятельности, в которых участвуют как правое, так и левое полушарие. Недостаточная сформированность пространственных представлений будет отрицательно сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыка чтения и может привести к появлению целого ряда ошибок на письме.
После того как проведена диагностика, сделано заключение о наличие и степени выраженности нарушений, встает вопрос о том, как помочь ребенку, как наиболее эффективно организовать коррекционно-развивающую работу.
Система, отражающая категории пространства, имеет сложное строение, поэтому формирование пространственных представлений и понятий у дошкольников начинаем с более низкого уровня.
Детей 3- 4 лет учим различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Учитывая это, при первичной диагностике важно проверить, умеют ли малыши ориентироваться на себе, знают ли названия частей тела и лица. В этом помогут дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Одновременно упражняем детей в различении парных взаимно-обратных направлений: вверху — внизу, спереди — сзади, слева — справа (левая — правая), так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если постоянно связывать называние руки с выполняемыми ею действиями, и прежде всего характерными для каждой руки. В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе: голова — вверху, ноги — внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п. Данная работа проводится как индивидуально, так и с подгруппами детей. Проводя упражнения, нельзя рассаживать детей друг против друга, в круг или по углам, потому что в таком случае нарушается однородность в восприятии пространства. Все дети и педагог должны сидеть или стоять лицом в одну сторону. Продолжительность упражнений не превышает 3—5 мин. Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать пространственные направления от себя: вперед, назад, налево, направо. Также младшие дошкольники получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях учим располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо. Важно побуждать детей называть направление действия или местоположение предметов на плоскости: «Как ты раскладываешь кружочки?» («Слева направо».) «Где больше кружков?» («Внизу».) «Где меньше?» («Вверху».)
Итак, при определении направления в пространстве ребенок связывает его с определенными частями своего тела. Ориентация на собственное тело является отправной точкой в освоении ребенком пространственных направлений.
Ребенок 4-5 лет должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему - вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. Для закрепления пройденного - упражнения в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляем умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо. Научив детей ориентироваться на себе и указывать направления вперед, назад и т д., переходим к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям предлагают определить расположение только 2 игрушек, находящихся от них в противоположных направлениях. Позднее количество предметов увеличивают до 4. Предметы сначала располагают на небольшом расстоянии от ребенка. Постепенно, расстояние увеличивают. После того как ребенок определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90°), а позднее кругом (на 180°). В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся ребенок налево, и игрушка теперь находится перед ним (впереди), а не слева от него. Наиболее эффективными являются упражнения, связанные с движениями, перемещением детей. После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, учим передвигаться в указанном направлении (игра «Куда пойдешь, что найдешь?»). Представления «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получают, производя те или иные действия с игрушками и предметами. «Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?» — подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов: ближе, дальше, близко, далеко. В развитии ориентации в трехмерном пространстве также помогут игровые упражнения, направленные на:
- построение, удержание или изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик, мячик положи между пирамидкой и кубиком», «Продолжи ряд предметов; мячик, кубик, пирамидка, мячик, кубик, пирамидка»;
- определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Собачка далеко от домика, нужна длинная дорожка», «Матрешка близко от домика, ей нужна короткая дорожка»);
-составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и т.п. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов («дорожки» - только из красных кубиков; «дорожки» с чередованием двух цветов: красный ку­бик - синий кубик; «дорожки» с чередованием разных форм: два кубика - один кирпичик и т.д.); последующее речевое опосредование выполненных действий.
С первых занятий по развитию ориентировки на листе бумаги предлагается найти верхнюю и нижнюю полоски карточки, разложить определенное количество предметов вверху и внизу или слева и справа. Эффективны в работе упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур на таблице, воссоздавать расположение. Для закрепления умения ориентироваться на плоскости, определять взаимное расположение картинок слева, справа или посередине, вверху и внизу используют игры типа «Парные картинки».
Дети 5-6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе. Закрепляются умения в различении противоположных направлений, но задания усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Закрепляем и совершенствуем умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы. При ориентировке в пространстве у детей развиваем быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал. Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений (дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям педагога).
При установлении пространственных отношений между предметами обучаем детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов. Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.
Дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости. Вначале детей учим располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяем последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.
Для детей 6-7 лет большое значение имеет развитие умения ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве. Активно используем зрительные диктанты. Так же дети могут самостоятельно создать орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько каких фигур они брали и как их разместили. Эффективны упражнения на внимание, в которых дети производят движения в указанном направлении. Используем словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение», задачи на смекалку. Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе.
Исследования процесса формирования временных представлений у детей с речевой патологией показали, что у них такие представления не только формируются значительно позже, но и отличаются качественно. Дети с тяжёлой речевой патологией путаются в названии дней недели, названия месяцев, далеко не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток.
Детей 3-5 лет необходимо знакомить со смыслом слов: утро, вечер, день, ночь. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро. Дать общие представления о временах года.
Для детей старшего дошкольного возраста задачи усложняем:
-Расширить представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь).
-Уметь определять части суток. Ввести обобщающее понятие «Сутки».
-Объяснить значения слов: вчера, сегодня, завтра.
-Называть времена года, знать их отличительные особенности.
-Дать элементарные представления о времени, его текучести, периодичности, необратимости.
-Уметь называть последовательно все дней недели, очерёдность месяцев, времён года.
-Упражнять в умении пользоваться словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
-Различать длительность временных интервалов (1 мин., 10 мин., 1 час).
Время, как объективную реальность представить очень трудно. На основе наблюдения за внешними изменениями в окружающем мире, личного опыта, у дошкольников формируются представления о временных интервалах, периодах и других характеристиках, затем эти знания систематизируются и обобщаются. Сначала вводится понятие «день – ночь», затем «день – вечер, ночь – утро», «утро – день – вечер – ночь». И лишь потом делается обобщение о том, что такое сутки. Целесообразно поиграть в игры: «Когда это бывает?», «Разложи картинки по порядку», «Назови соседей». Положительный эффект даёт использование графической модели «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток, а также работа с таблицей «Режим дня».
Старших дошкольников знакомим с причинами, определяющими наступление дня и ночи. Для этой цели используем такую форму работы, как беседа с использованием глобуса и настольной лампы. Далее переходим к знакомству со следующим временным понятием – неделя. Для запоминания дней недели можно использовать графическую модель с цветным изображением, разучивать стихотворения, поиграть в игры: «Найди соседей», «Чья неделя быстрее соберется». Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Однако нельзя нарушать последовательность месяцев в году. Эффективна работа с пословицами и поговорками, с литературными произведениями: сказка С. Маршака «12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», с использованием дидактических игр: «Назови время года», «Когда это бывает?», «Закончи предложение», «Догадайся, какое время года?». Важно развивать чувство времени сначала на интервал 1 и 10 минут.
Переоценить значение умения ориентироваться в пространстве и времени трудно. Таким образом, работа по развитию пространственно-временнных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий начиная с младшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Мусейибова Т. А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентации у детей дошкольного возраста // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV- VI,- СПб., 1994.
2. Мусейибова Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб, 1994
3. Степаненкова Э. Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5-6 лет в подвижных играх и упражнениях // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб, 1994.