инструктор по физической культуре
Масленникова Наталья Александровна
инструктор по физической культуре
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п. г. т. Смышляевка СП "Детский сад "Самоцветы"
Аннотация: сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени.
В статье рассматривается одна из форм работы с дошкольниками по физическому воспитанию, транслируется опыт работы здоровье сберегающих технологий в дополнительном дошкольном образовании.
Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников; здоровьесберегающие технологии; дополнительная образовательная программа; фитбол-аэробика.
Формирование фундамента физического и психического здоровья детей происходит именно в дошкольном возрасте. Заботясь о воспитании здорового поколения необходимо применять более эффективные формы и методы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников и подготовки их к здоровьюсбережению. Здоровьесберегающие технологии – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс. Он направлен на сохранение и укрепление здоровья, на повышение интереса к физической культуре и спорту, а также на содействия приобретения двигательного опыта детей, повышения уровня ежедневной двигательной активности, становления целенаправленности саморегуляции в двигательной активности.
Формирование физической культуры дошкольников должно быть одним из приоритетных направлений работы воспитателя дошкольной образовательной организации. На разных этапах дошкольного образования применяются различные технологии и методики физического воспитания. Наряду с общей образовательной программой по физическому воспитанию дошкольников огромную роль играет дополнительное образование ребят. Дошкольное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяет ФГОС ДО. Дополнительное образование не стандартно и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариантности.
В Федеральном Законе «Об Образовании в РФ». Глава 10. Статья 75. Дополнительное образование говорится: «п №1 Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Начиная работу по теме «здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста», проанализировав методические пособия по исследуемой проблеме наиболее интересными считаю работы Власенко Н. Э. «Методика проведения физкультурных занятий с элементами фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста» и Акимовой С. В. «Фитбол - аэробика (дошкольное отделение) ».
На основе методической литературы я разработала дополнительную общеразвивающую программу «Фитбол-аэробика волшебный мяч» (ДОП) - как одну из здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. ДОП разработана с учетом современных тенденций, новаций в образовании, по принципу модульного освоения материала. Это новое современное направление оздоровительной работы. Фитбол – это большой мяч, который имеет определенные свойства (размер, цвет и упругость). Внедрение фитбола легко вписывается в образовательный процесс детского сада. Фитбол – это практически единственный вид спорта, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от физических занятий. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся.
Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При реализации программы у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, развивается осознанное отношение к своему здоровью, воспитывается умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Программа рассчитана на 1 год и распределена по 3 блокам: основы знаний, учебный материал (умения и навыки) и практический материал (развитие двигательных способностей).
«Основы знаний» - теоретический раздел программы, представленный различными темами без знания которых овладение практическим материалом является невозможным.
«Учебный материал» включает в себя формирование умений, навыков двигательных способностей средствами фитбол-аэробики, которые представлены «Фитболом».
«Практический материал» включает в себя развитие двигательных способностей по средствам фитбол-аэробики в виде самостоятельных заданий для детей, которые могут служить дополнением к изучению программного материала.
Весь учебный материал распределен на год обучения, дается последовательно и равномерно на каждом занятии. Содержание тем включает в себя характеристику фитбол-гимнастики и описание её влияния на организм занимающихся, правила поведения в зале и предупреждения травматизма, основы личной гигиены и здорового образа жизни. Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья и роста.
Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.
1) Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждают согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.
2) В основной части занятия используются исходные положения (и.п.): лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений, повысить неспецифические защитные силы организма.
3) Заключительная часть – это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки.
Планируемые результаты освоения программы основаны на овладении обучающимися знаниями, умениями и навыками по всем модулям программы и по каждому модулю отдельно. Праздники, досуги, развлечения, флешмобы, участие в соревнованиях, выступления перед родителями – все является результатом освоения программы.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы
1. Акимова С.В. Фитбол-Аэробика (Дошкольное отделение) Воспитание дошкольников -2013.
2. Власенко Н.Э. Методика проведения физкультурных занятий с элементами Фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста.// Дощкольник: методика и практика воспитания и обучения -2014.
3. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.:Энас,2006
4.Кузьмина С.В. К вопросу о влиянии занятий фитбол - аэробикой на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. матер. Всерос. науч. - практ. конф.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
5. Федеральный закон «Об образовании в РФ». гл. 10, ст. 75