Томпишева Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 «Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области
Библиографическое описание: Томпишева С.Г. Урок окружающего мира во 2-м классе на тему «Красная книга России. Правила поведения в природе» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Цель: познакомить учащихся с Красной книгой, вызвать устойчивый познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений.
Задачи
Образовательные:
· Расширять и углублять знания учащихся о растениях и животных России.
· Показать причины исчезновения растений и животных.
Воспитательные:
· Вызвать желание беречь и охранять природу.
· Учить оценивать свои поступки и поступки других людей в окружающей природе.
· Формировать экологическую культуру у детей, которая будет обеспечивать сохранение природы.
· Развивать внимание, наблюдательность, мышление, познавательный интерес к природе.
Развивающие:
· Развивать у учащихся интерес к окружающему миру.
· Развивать словарный запас учащихся.
· Развивать произвольность психических процессов учащихся.
· Развивать познавательную активность детей.
Ход урока
I Организационный момент.
Солнце встало, потянулось,
Нам в окошко улыбнулось!
Улыбнемся мы в ответ,
И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,
Станет мир добрее, краше,
От улыбки этой нашей.
- Я вижу, что вы готовы к уроку. Будьте внимательными, активными, собранными на уроке.
Давайте вспомним правила сотрудничества:
· Осмысливать задание;
· Выслушивать мысли каждого;
· Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
· Не перебивать друг друга;
· Соблюдать правила поднятой руки.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами узнали много нового. О чём мы говорили, я напомню, прочитав стихотворение.
Двор у бабушки в деревне
Есть, но двор-то не простой.
Нет там лестниц и качелей,
Нет песочниц с детворой.
Зато гуляют лошадь,
Корова и коза.
А рядом блеет громко
Кудрявая овца.
Есть в том дворе конюшня,
Коровник есть и хлев.
Там человек содержит
Животных в дождь и снег.
Он кормит их и поит,
И чистит и стрижет,
Под крышей их спасает
От бурь и непогод.
Скажите мне, ребята,
Как этот двор назвать?
И о жильцах дворовых
Что можете сказать?
- Каких животных называют домашними?
- Как за ними ухаживает человек?
- Какую пользу приносят домашние животные человеку?
- Какие домашние животные, могут перевозить тяжелые грузы?
- Какие домашние животные дают человеку шерсть?
- Из какого продукта получают сыр, творог, сметану, масло?
- Какие животные дают человеку молоко?
- Сколько на свете пород кошек? А собак?
- Какие породы вам известны, перечислите.
- Как нужно ухаживать за кошкой? А собакой?
- Расскажите о своих домашних питомцах? Как вы за ними ухаживаете?
IV. «Открытие» нового
- Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие в страну Охраняйкино.
- Ребята, как вы думаете, почему страна имеет такое странное название (предположения учащихся).
- Жителями этой страны являются растения и животные, с которыми мы сегодня и познакомимся.
В гости к жителям страны Охраняйкино мы отправимся на поезде, поэтому мы должны приобрести билет. А билет нам может выдать только…
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Медведь нас пустит в поезд, если мы справимся со следующим заданием.
Логическая цепочка:
Может, да, а может, нет,
так подумай – дай ответ!
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Береза, клен, ясень, сосна, осина – это лиственные деревья.
3. Сова, грач, летучая мышь, воробей, дятел – это птицы.
4. Волк, медведь, белка, заяц – впадают в зимнюю спячку.
- Итак, мы удачно прошли первое испытание, отправляемся в путешествие.
- Внимание, первая остановка. Прочтите название станции. («Красная книга»)
- Предположите, о чём пойдёт речь? И что это за книга? Почему названа красной?
-На этой станции мы познакомимся вот с этой книгой (учитель демонстрирует Красную книгу).
- Книга информирует человека, призывает, предупреждает об опасности, советует людям, как поступить.
- Красный цвет говорит нам – стой! Еще один шаг и может быть поздно! Само название книги привлекает внимание людей и заставляет задуматься о варварском уничтожении природы.
Красную книгу начали создавать в 1948 году. В нее записаны растения и животные, которым нужно помочь в первую очередь. Самая первая книга была выпущена в 1963 году. Книга имеет разные цвета страниц.
На красных страницах перечислены растения и животные, которым грозит полное исчезновение.
На белых страницах – редкие представители флоры и фауны.
- Загляните в словарь, поясните, что обозначают эти слова.
На желтых страницах представлены растения и животные, численность которых быстро сокращается.
На серых страницах – малоизученный мир растений и животных.
На зеленых представлены виды, которые удалось спасти.
На черных страницах – исчезнувшие виды.
Но самое страшное, ребята, что число записей в Красной книге из года в год растет, а запись в книге не гарантирует защиту тому или иному виду растения или животного. Бывает, что и наоборот: браконьеры, желая поживиться, начинают уничтожать охраняемые виды растений и животных.
Красная книга состоит из двух томов: в первом рассказывается о растениях, а во втором о животных.
Вторая остановка «Цветочная»
Ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Учитель: - Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Давайте познакомимся с некоторыми из них. А в этом нам помогут стихи.
Но, что с ними случилось?! Все стихотворные строчки рассыпались и их невозможно прочитать. Ребята, помогите собрать стихи и назовите растение, которое занесено в «красную книгу»
Учащиеся работают в парах, собирают разрезанные на части четверостишия (у каждой пары свое задание).
- Прочитайте, что у вас получилось, назовите растение, которое находится в опасности.
1. Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
2. Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.
3. Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синее небо, цветки – васильки.
4.Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
- Ребята, найдите в учебнике на стр. 89, какие еще растения занесены в Красную книгу. (Венерин башмачок, лотос, женьшень)
- Найдите в учебнике сведения об этих растениях. Прочитайте (учащиеся читают вслух).
- О каких ещё растениях узнали? (Ответы учащихся)
- Задайте вопросы по прочитанному товарищам. (Где встречается венерин башмачок? Почему растение получило такое название? Через сколько лет растение зацветает? О каком лекарственном растении узнали? Как с китайского языка переводится женьшень?)
- Последнее издание Красной книги Самарской области увидело свет в 2007 году. В него попали 258 видов цветковых растений. Среди них лекарственные и ягодные растения, снижение численности которых происходит из-за неконтролируемого сбора. Это толокнянка обыкновенная, манжетка дубравная, змеевик, адонис и другие.
- Сведения об этих растениях вы можете найти в энциклопедиях «Я познаю мир», «Редкие растения Самарской области»
VI. Физкультурная минутка
- А сейчас немного отдохнем.
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Следующая остановка «Меньшие братья»
-Как думаете, с кем на этой станции познакомимся? Кого мы называем меньшими братьями?
- Правильно, это представители животного мира.
- Найдите названия животных, занесенных в Красную книгу в следующем задании. В каждой строчке спрятались названия животных, занесенных в Красную книгу.
Дети читают информацию на слайдах.
- И ещё один представитель животного мира, который пригласил нас в путешествие, занесён в Красную книгу Самарской области – это бурый медведь.
- Найдите на стр. 88-89 названия животных, о которых мы ещё не говорили.
- Зачитайте, что сказано в учебнике о зубре.
- Почему жука-дровосека назвали реликтовым, зачитайте.
- Как люди решили увеличить популяцию белых журавлей?
Станция «Охраняйкино»
- Ребята, как вы думаете, почему на нашей планете есть растения и животные, которым требуется наша помощь? Кто в этом виноват? (Предположения учащихся).
Да, ребята, в основном главным виновником этого является человек.
(Стихотворение А. Игнатовой «Недалекое будущее»)
Человек идет, скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису…
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах…
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
-Подумайте, к чему призывает нас автор стихотворения?
Экологический знак.
- Поработайте в парах и придумайте, какие меры по защите растений и животных, о которых мы сегодня говорили, вы можете предложить.
- Оформите свой ответ в виде рисунка, экологического знака.
V. Рефлексия
- Прочитайте пословицы. Подумайте, какие из них отражают содержание сегодняшнего урока.
Умел ошибиться, умей и исправиться.
Добрый пример лучше ста слов.
Сначала думай – потом делай.
- Обоснуйте свой ответ.
VI. Домашнее задание
- Дома вы прочтёте текст учебника на с. 88 – 93, подготовите свою Красную книгу об одном или двух животных или растениях Самарской области.
VII. Итог урока
- Заканчивая урок, мне хотелось бы вспомнить слова М.М.Пришвина – знатока, защитника и певца родной природы.
В одном из своих рассказов он писал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека». (У детей вырезанные из бумаги ладошки)
- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание).
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Звучит «Лесной марш»
1.Нам птицы просигналили подъём,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой Родины.
Припев:
Мы сами написали
В лесной зелёной книжке,
О том, что есть у леса
Надёжные друзья:
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые как ты и я.
2. Как добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса,
А мы её помощники.
- Наклейте свои ладошки на солнышко на доске.
Дети наклеивают ладошки на солнышко.
Библиографический список
1. Н.Т.Брыкина «нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», М., 2004.
2. В.Волина «Мир животных», Феникс, 2006.
3. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова «Окружающий мир», М., 2010.
4. В.С.Левченко «Знай свой край», Ростов, 2007.
5. Б.Нагорный «Твой край родной», М., 2002.
учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 «Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области
Библиографическое описание: Томпишева С.Г. Урок окружающего мира во 2-м классе на тему «Красная книга России. Правила поведения в природе» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Цель: познакомить учащихся с Красной книгой, вызвать устойчивый познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений.
Задачи
Образовательные:
· Расширять и углублять знания учащихся о растениях и животных России.
· Показать причины исчезновения растений и животных.
Воспитательные:
· Вызвать желание беречь и охранять природу.
· Учить оценивать свои поступки и поступки других людей в окружающей природе.
· Формировать экологическую культуру у детей, которая будет обеспечивать сохранение природы.
· Развивать внимание, наблюдательность, мышление, познавательный интерес к природе.
Развивающие:
· Развивать у учащихся интерес к окружающему миру.
· Развивать словарный запас учащихся.
· Развивать произвольность психических процессов учащихся.
· Развивать познавательную активность детей.
Ход урока
I Организационный момент.
Солнце встало, потянулось,
Нам в окошко улыбнулось!
Улыбнемся мы в ответ,
И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,
Станет мир добрее, краше,
От улыбки этой нашей.
- Я вижу, что вы готовы к уроку. Будьте внимательными, активными, собранными на уроке.
Давайте вспомним правила сотрудничества:
· Осмысливать задание;
· Выслушивать мысли каждого;
· Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
· Не перебивать друг друга;
· Соблюдать правила поднятой руки.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами узнали много нового. О чём мы говорили, я напомню, прочитав стихотворение.
Двор у бабушки в деревне
Есть, но двор-то не простой.
Нет там лестниц и качелей,
Нет песочниц с детворой.
Зато гуляют лошадь,
Корова и коза.
А рядом блеет громко
Кудрявая овца.
Есть в том дворе конюшня,
Коровник есть и хлев.
Там человек содержит
Животных в дождь и снег.
Он кормит их и поит,
И чистит и стрижет,
Под крышей их спасает
От бурь и непогод.
Скажите мне, ребята,
Как этот двор назвать?
И о жильцах дворовых
Что можете сказать?
- Каких животных называют домашними?
- Как за ними ухаживает человек?
- Какую пользу приносят домашние животные человеку?
- Какие домашние животные, могут перевозить тяжелые грузы?
- Какие домашние животные дают человеку шерсть?
- Из какого продукта получают сыр, творог, сметану, масло?
- Какие животные дают человеку молоко?
- Сколько на свете пород кошек? А собак?
- Какие породы вам известны, перечислите.
- Как нужно ухаживать за кошкой? А собакой?
- Расскажите о своих домашних питомцах? Как вы за ними ухаживаете?
IV. «Открытие» нового
- Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие в страну Охраняйкино.
- Ребята, как вы думаете, почему страна имеет такое странное название (предположения учащихся).
- Жителями этой страны являются растения и животные, с которыми мы сегодня и познакомимся.
В гости к жителям страны Охраняйкино мы отправимся на поезде, поэтому мы должны приобрести билет. А билет нам может выдать только…
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Медведь нас пустит в поезд, если мы справимся со следующим заданием.
Логическая цепочка:
Может, да, а может, нет,
так подумай – дай ответ!
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Береза, клен, ясень, сосна, осина – это лиственные деревья.
3. Сова, грач, летучая мышь, воробей, дятел – это птицы.
4. Волк, медведь, белка, заяц – впадают в зимнюю спячку.
- Итак, мы удачно прошли первое испытание, отправляемся в путешествие.
- Внимание, первая остановка. Прочтите название станции. («Красная книга»)
- Предположите, о чём пойдёт речь? И что это за книга? Почему названа красной?
-На этой станции мы познакомимся вот с этой книгой (учитель демонстрирует Красную книгу).
- Книга информирует человека, призывает, предупреждает об опасности, советует людям, как поступить.
- Красный цвет говорит нам – стой! Еще один шаг и может быть поздно! Само название книги привлекает внимание людей и заставляет задуматься о варварском уничтожении природы.
Красную книгу начали создавать в 1948 году. В нее записаны растения и животные, которым нужно помочь в первую очередь. Самая первая книга была выпущена в 1963 году. Книга имеет разные цвета страниц.
На красных страницах перечислены растения и животные, которым грозит полное исчезновение.
На белых страницах – редкие представители флоры и фауны.
- Загляните в словарь, поясните, что обозначают эти слова.
На желтых страницах представлены растения и животные, численность которых быстро сокращается.
На серых страницах – малоизученный мир растений и животных.
На зеленых представлены виды, которые удалось спасти.
На черных страницах – исчезнувшие виды.
Но самое страшное, ребята, что число записей в Красной книге из года в год растет, а запись в книге не гарантирует защиту тому или иному виду растения или животного. Бывает, что и наоборот: браконьеры, желая поживиться, начинают уничтожать охраняемые виды растений и животных.
Красная книга состоит из двух томов: в первом рассказывается о растениях, а во втором о животных.
Вторая остановка «Цветочная»
Ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Учитель: - Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Давайте познакомимся с некоторыми из них. А в этом нам помогут стихи.
Но, что с ними случилось?! Все стихотворные строчки рассыпались и их невозможно прочитать. Ребята, помогите собрать стихи и назовите растение, которое занесено в «красную книгу»
Учащиеся работают в парах, собирают разрезанные на части четверостишия (у каждой пары свое задание).
- Прочитайте, что у вас получилось, назовите растение, которое находится в опасности.
1. Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
2. Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.
3. Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синее небо, цветки – васильки.
4.Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
- Ребята, найдите в учебнике на стр. 89, какие еще растения занесены в Красную книгу. (Венерин башмачок, лотос, женьшень)
- Найдите в учебнике сведения об этих растениях. Прочитайте (учащиеся читают вслух).
- О каких ещё растениях узнали? (Ответы учащихся)
- Задайте вопросы по прочитанному товарищам. (Где встречается венерин башмачок? Почему растение получило такое название? Через сколько лет растение зацветает? О каком лекарственном растении узнали? Как с китайского языка переводится женьшень?)
- Последнее издание Красной книги Самарской области увидело свет в 2007 году. В него попали 258 видов цветковых растений. Среди них лекарственные и ягодные растения, снижение численности которых происходит из-за неконтролируемого сбора. Это толокнянка обыкновенная, манжетка дубравная, змеевик, адонис и другие.
- Сведения об этих растениях вы можете найти в энциклопедиях «Я познаю мир», «Редкие растения Самарской области»
VI. Физкультурная минутка
- А сейчас немного отдохнем.
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Следующая остановка «Меньшие братья»
-Как думаете, с кем на этой станции познакомимся? Кого мы называем меньшими братьями?
- Правильно, это представители животного мира.
- Найдите названия животных, занесенных в Красную книгу в следующем задании. В каждой строчке спрятались названия животных, занесенных в Красную книгу.
Дети читают информацию на слайдах.
- И ещё один представитель животного мира, который пригласил нас в путешествие, занесён в Красную книгу Самарской области – это бурый медведь.
- Найдите на стр. 88-89 названия животных, о которых мы ещё не говорили.
- Зачитайте, что сказано в учебнике о зубре.
- Почему жука-дровосека назвали реликтовым, зачитайте.
- Как люди решили увеличить популяцию белых журавлей?
Станция «Охраняйкино»
- Ребята, как вы думаете, почему на нашей планете есть растения и животные, которым требуется наша помощь? Кто в этом виноват? (Предположения учащихся).
Да, ребята, в основном главным виновником этого является человек.
(Стихотворение А. Игнатовой «Недалекое будущее»)
Человек идет, скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису…
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах…
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
-Подумайте, к чему призывает нас автор стихотворения?
Экологический знак.
- Поработайте в парах и придумайте, какие меры по защите растений и животных, о которых мы сегодня говорили, вы можете предложить.
- Оформите свой ответ в виде рисунка, экологического знака.
V. Рефлексия
- Прочитайте пословицы. Подумайте, какие из них отражают содержание сегодняшнего урока.
Умел ошибиться, умей и исправиться.
Добрый пример лучше ста слов.
Сначала думай – потом делай.
- Обоснуйте свой ответ.
VI. Домашнее задание
- Дома вы прочтёте текст учебника на с. 88 – 93, подготовите свою Красную книгу об одном или двух животных или растениях Самарской области.
VII. Итог урока
- Заканчивая урок, мне хотелось бы вспомнить слова М.М.Пришвина – знатока, защитника и певца родной природы.
В одном из своих рассказов он писал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека». (У детей вырезанные из бумаги ладошки)
- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание).
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Звучит «Лесной марш»
1.Нам птицы просигналили подъём,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой Родины.
Припев:
Мы сами написали
В лесной зелёной книжке,
О том, что есть у леса
Надёжные друзья:
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые как ты и я.
2. Как добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса,
А мы её помощники.
- Наклейте свои ладошки на солнышко на доске.
Дети наклеивают ладошки на солнышко.
Библиографический список
1. Н.Т.Брыкина «нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», М., 2004.
2. В.Волина «Мир животных», Феникс, 2006.
3. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова «Окружающий мир», М., 2010.
4. В.С.Левченко «Знай свой край», Ростов, 2007.
5. Б.Нагорный «Твой край родной», М., 2002.