Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Тагирова Л.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК ЗАЛОГ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

Тагирова Люция Рахимовна
учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение "СОШ с. Старокучергановка", Наримановскй район, с. Линейное

Библиографическое описание: Тагирова Л.Р. Формирование орфографической зоркости как залог грамотного письма // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение т.е. расширение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила- орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме- одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Задача данной статьи – раскрыть структуру орфографической зоркости и рассмотреть условия ее развития у младших школьников.

Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаются зрительно и на слух.

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить их анализ.

Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно- это графическое написание. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях.

В современной школе начинает распространяться методика П.С. Тоцкого- учителя с большим стажем работы. В основе его методики – орфографическое чтение и артикуляционная память. Повторив несколько раз слово вслух, ребенок запоминает его написание. Эта методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо учеников, но все е не считается универсальным средством при обучении орфографии.

Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, мотивирующее обращение к правилу, к словарю.

Вначале ребенок узнает орфограммы с помощью последовательной проверки их признаков. После тренировки ученик уже не проверяет заданные признаки, а сразу опознает орфограмму.

При обучении орфографии в начальной школе, учителю следует организовать работу над следующими группами опознавательных признаков:

1) Фонетические признаки- включают в себя фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленный на формирование языкового чувства, интуиции, на развитие речевого слуха у учащихся.

2) Звуки, содержащие возможность выбора верного нормативного написания из графически возможных.

3) Морфемные признаки, которые учитывают положение звука или буквы в словах по отношению к морфеме, место данного звука в приставке, корне, суффиксе или окончании.

4) Морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определенной части.

5) Синематические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными.

6) При переносе слов с одной строки на другую учитывается слоговой и морфемный состав слова.

Наилучшим образом ребенок найдет данные признаки, если у него имеются модели-памятки. Они представляют собой краткое описание способа выполнения орфографического действия с помощью условных обозначений.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений обеспечивающих зрительное слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительных, объяснительных диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнения, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктанта, при использовании сигнальных карточек.

Одно из эффективных упражнений- комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование-это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е орфограмму.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать более целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит написание.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая включает в себя умение обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе познавательных признаков.

Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

1) Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;

2) Целенаправленное систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.

Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителям, использующим данные упражнения, формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

Библиографический список

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. – М.:Просвещение. - 2007. – 159 с.

2. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости / Е.В. Бельдина // Начальнаяшкола. – 2004. - №3. – С 17-20

3. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации /

Г.И. Блинов. – М.: Просвещение. - 1987. – 232 с.