Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Изотова М.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Изотова М.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Одна из главных задач, которую должен поставить перед собой учитель начальных классов – развить в ребёнке творческое начало, сформировать личность, способную решать нестандартные задачи, умеющую мыслить творчески. Отсутствие этого начала часто становится препятствием для старшеклассников при решении нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Для развития творческих способностей детей, необходимо развитие таких психических процессов, как мышление, восприятие, представление, воображение, память и внимание, так считает. Они являются общими для разных видов художественно-эстетической деятельности. У детей младшего школьного возраста различают два вида воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Творческое воображение как выразительное изображение сложного идейно-эмоционального содержания (переживание, оценка изображаемого, определенное отношение к бытию, мир духовных ценностей человека), выраженное в соответствующих образах и формах, в которых оно получает объективное существование, становится видимым, слышимым для других.

Период младшего школьного возраста — очень ответственный и непростой период в жизни детей. Ребёнок попадает в новую для себя среду, выстраивает иной уровень в своей системе социальных отношений (учитель - ученик), набирается нового опыта в общении с людьми. Поэтому возраст этот дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей, с одной стороны, обогащая уже имеющиеся навыки, с другой — открывая простор для получения новых знаний и опыта. Одним из показателей того насколько младший школьник способен к творческой активности является фантазия. Именно она поможет ребёнку в дальнейшем развивать творческие способности, важно, лишь направить юного фантазёра в нужное русло. В рождении фантазий участвует воображение, а его высший уровень активности проявляется в творчестве.

Творческое воображение – это создание совершенно нового, оригинального образа, произведения, не существовавшего до сих пор в действительности. Творческое воображение проявляется во всех сферах деятельности человека: в науке, технике, искусстве. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Младшие школьники очень часто видят в самых обыкновенных предметах необыкновенные вещи. Предложите ученику обвести свою ладошку, а потом из нее сделать своего необычного героя. Можно предложить ребёнку поработать в нетрадиционной технике рисования. Эта работа увлекательна, интересна и открывает простор для развития фантазии и воображения. Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали. Если получится что-то загадочное или нереальное, предложите придумать сказку о герое рисунка. Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, можно предложить ребёнку представить себя в образе неодушевлённого предмета, например, книги из библиотеки, рассказать о чувствах и переживаниях которые испытывает герой.

Современному обществу нужны творческие, самостоятельные, активные личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способные, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Список использованной литературы

1. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7.

2.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10.