Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Сундушникова А.Е. МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИЕМА «КЛЮЧИ МУДРЕЦА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Библиографическое описание:
Сундушникова А.Е. Мастер-класс «Использование на уроке русского языка приема «Ключи Мудреца» как средство развития критического мышления» // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.

Цель: формирование критического мышления в процессе обучения русскому языку на основе приёма «Ключи Мудреца».

Задачи:

● сформировать у учащихся универсальные учебные навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, на основе применения приёма «Ключи Мудреца» на уроке русского языка.

● создать необходимые условия эффективного использования на уроках приёма «Ключи Мудреца» для развития творческого потенциала учащихся;

Метод Тони Райда «Ключи Мудреца»

Данный метод развивает критическое мышление и нестандартный подход у ребенка. Критическое мышление подразумевает развитие ключевых навыков опроса, аргументирования и способности продемонстрировать следующее:

- готовность обосновывать и извлечь смысл из своего жизненного опыта;

- желание быть беспристрастным, задавать вопросы, давать задания и критически оценивать идеи других;

- открытость для критического оценивания своих взглядов другими и допустимость быть неправым;

- желание исследовать идеи и искать «правду».

Рассмотрим что такое метод «Ключи мудреца» (Thinker's Keys).

Впервые разработанный Тони Райаном метод «Ключи мудреца» представляет собой набор из 20 различных действий (ключей), разработанных для мотивации учащихся к выполнению различных мыслительных операций.

Ряд вопросов-подсказок или начала для заданий представлены в виде ключей, способных «открыть» навыки аналитического, критического и креативного мышления учащихся. Например:

Ключ «Наоборот»: задание, предполагающее использование в предложениях таких слов как: «не могу», «никогда» и «не буду». Например: составьте список вещей, которые вы никогда не увидите в Лондоне.

Ключ «Что если»: постановка вопроса «Что если» и фиксирование мыслей в графическом органайзере.

Ключ «Алфавит»: составление списка слов от А до Я, которые имеют отношение к заданному предмету.

Ключ «Новый дизайн» (от англ. аббревиатуры BAR (B - bigger) больше (A - add), добавить (R – remove, replace) убрать) используется для придания нового дизайна повседневным вещам.

Ключ «Конструктор»: задание на решение проблемы, которая требует креативного использования ограниченного количества имеющихся ресурсов.

Ключ «Недостатки»: список недостатков по конкретному предмету или практическому занятию.

Ключ «А как еще?»: использование воображения для написания списка различных используемых ежедневных объектов.

Ключ «Сопоставление»: перечисление свойств двух несочетаемых объектов с последующим их объединением для создания нового продукта.

Ключ «Нелепость»: нелепые утверждения, которые абстрактно невозможно было бы выполнить, с дальнейшим доказательством невозможности выполнения.

Стоит отметить, что ключи могут быть совершенно разными и использоваться на любых уроках, как для изучения нового материала, так и для закрепления уже изученного.

Мастер - класс. Пример использования ключей на уроке русского языка во 2 классе. Тема «Что такое текст?»

Организационный момент. Рассказываем детям притчу про мудреца. Изображение мудреца. Сегодня на уроке мудрец просит у нас помощи. Нам нужно подобрать ключи и открыть 5 замков.

На этапе самоопределения к деятельности можно использовать ключ «Недостатки». Ключ «Недостатки»: список недостатков по конкретному предмету или практическому занятию. Перед детьми появляются картинки алфавита. На каждой картинке алфавита пропущена одна буква, так угадывая по одной букве, получается слово ТЕКСТ. Это и будет темой нашего урока.



На этапе изучения нового материала мы используем ключ «Конструктор». Ключ «Конструктор». Найти для каждой части предложения в первом столбике подходящую по смыслу часть во втором.



На этапе закрепления изученного материала используем ключ «Наоборот»: задание, предполагающее использование в предложениях таких слов как: «не могу», «никогда» и «не буду». Например: составьте список вещей, которые вы никогда не увидите в тексте.



На этапе подведения итогов можно организовать работу в группах. Используем ключ «Ключ «Что если»: постановка вопроса «Что если..» по теме «Текст». Например:

Что если убрать все точки из текста?

Что если все слова писать с маленькой буквы?

Что если не оставлять пропуски между словами?

Для домашнего задания используем ключ «Алфавит».

Необходимо составить текст так, чтобы на каждую букву алфавита было придумано слово (по возможности).

(Каждый этап сопровождается появлением ключа и замка на доске)

Библиографический список:

Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.

Ильиных Л. М., Нестерова О. С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013.

Короткевич, З. В., Маскевич, Е. В. Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма / / Мозырь. Содействие. 2008.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К.Селевко. – Москва: Народное образование, 2005. – 535 с.