Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Васильева Н.В. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Васильева Н.В. Литературные диктанты на уроках чтения в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.

Литературные диктанты – это форма проверки литературной эрудиции. Диктанты используют при проверке знания детьми содержания текста, авторов произведений, литературных терминов. По окончанию работы проводится самопроверка по учебнику или по образцу, также можно провести взаимопроверку.

Литературные диктанты для 2-го класса (программа «Школа России»):

В.Осеева «Волшебное слово»

Вставьте нужные слова:

1) Есть такое ______________слово.

2) Но помни: говорить его надо ____________голосом, глядя прямо в __________тому, с кем говоришь.

3) Лена, дай мне одну краску _____________.

4) Павлик подпрыгнул от ____________ и расцеловал её в обе щеки.

5) «_____________!» - повторял он про себя, вспоминая старика.

Ответы: волшебное, тихим, глаза, пожалуйста, радости, волшебник.

Л.Н.Толстой «Филипок»

Вставьте нужные слова:

1) Был мальчик, звали его _______________.

2) Мать его оставила дома: «Ты ещё ________, не ходи в школу».

3) Когда он шёл по своей ____________, собаки его не трогали, они его знали.

4) Прибежал он к школе. Назад идти – опять собака заест, в школу – учителя __________.

5) В горле у него от страха всё пересохло. Он посмотрел на учителя и ____________.

6) Учитель стал показывать __________, а мальчик уже знал и немножко читать умел.

7) «Ты погоди хвалиться, а __________».

Ответы: Филипп, мал, слободе, боится, заплакал, буквы, поучись.

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

Ответьте на вопросы:

1) Где катались девочки?

2) Что случилось с Катей?

3) Куда увезли девочку?

4) Чем было замазано стекло в палате?

5) Какая игрушка была у Кати в больнице?

6) Что показала Аня через окно Кате?

7) Что приложила Катя к окну?

8) Что было написано в записке Кати?

Ответы: с горки, перелом, в больницу, белой краской, утенок, раскраску, записку, «Анна, не грусти!»

Б.Заходер «Что красивей всего?»

Какой ответ дали обитатели нашей планеты на вопрос «Что красивей всего?»

1) Что сказали Деревья и Травы?

2) Как откликнулись Совы, Сычи и Кроты?

3) Что ответили Волк и Лиса?

4) Что сказал Орел?

5) Как считает дельфин?

6) А что крикнул павлин?

7) Что ответил Мотылёк?

8) А что ответил цветок?

9) Как ответил на этот вопрос сам автор?

Ответы: солнечный свет, ночная темнота, леса, небеса, море, мой хвост, цветок, мотылёк, он не ответил.

Н.Носов «Живая шляпа»

1) Автор произведения - ____________.

2) Жанр произведения «Живая шляпа» - _______________.

3) Кто сидел на полу и ловил мух?

4) Кто первым испугался живой шляпы?

5) «Сейчас я её как тресну кочергой!» – говорит ____________.

6) Кто дергал шляпу за ниточку?

7) Какой овощ четко попал по шляпе?

Ответы: Н.Носов, рассказ, кот Васька, Вовка, Вадик, никто, картофель.

Раздел «Писатели - детям». К.И.Чуковский

1) Кто автор произведения «Путаница»?

2) Кто потушил море в произведении «Путаница»?

3) У кого убежала вся посуда?

4) Из какого произведения этот отрывок?

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

5) Из какого произведения этот отрывок?

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

6) Из какого произведения этот отрывок?

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?!»

Ответы: К.И.Чуковский, бабочка, Федора, «Радость», «Путаница», «Федорино горе».

Раздел «Устное народное творчество»

Определи жанр произведений устного народного творчества:

1) Баю, баю, баюшки,

В огороде петушок.

Петя громко поёт,

Ване спать не даёт.

2) Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поёшь?

Ване спать не даёшь?

3) Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки мыли,

По три денежки платили.

Кто не хочет заплатить,

Вот тому тогда водить!

4) Сшила Саша Саньке шапку.

5) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Ответь на вопросы:

6) Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?

7) Это краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки, небольшой стишок.

8) Это произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка.

Ответы: колыбельная песня, потешка, считалка, скороговорка, пословица, выдумка, загадка, сказка.

М.Пришвин «Ребята и утята»

Ответь «да» или «нет»:

1) Автор произведения Михаил Пришвин.

2) Жанр произведения – сказка.

3) Уточка хотела перевести утят на озеро.

4) Около кузницы утята щипали траву.

5) Ребята увидели утят и начали их гладить.

6) Уточка сама спасла своих утят.

7) Автор приказал ребятам вернуть утят маме.

8) У мамы-утки было пять утят.

9) Семья продолжила свое путешествие в деревню.

10) Ребята кричали «До свидания, утята!»

Ответы: да, нет, да, нет, нет, нет, да, да, нет, да.

Литература:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.