Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Пашина А.С. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА У СЛАБЫХ УЧЕНИКОВ

Пашина Анастасия Сергеевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Саяногорска Республики Хакасия

Библиографическое описание: Пашина А.С. Методика проведения диктанта у слабых учеников // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Многолетняя практика проверки техники чтения показывает, что дети, даже читающие быстро, выше нормы, но допускающие при чтении ошибки: неправильные окончания, пропуск слогов, предлогов, вообще, замена одного слова другим (вместо «воробей»-«ворона» и т.п.) -пишут безграмотно. Когда родителей детей, имеющих отрицательные оценки по русскому языку, спрашиваешь о том, как ребенок читал в первом классе, то слышишь ответ: «Ой, хорошо читал, в норму укладывался. Мы дома с секундомером над ним сидели». Подгоняемый секундомером в руке учителя или родителя, боящийся не уложиться в нужное время, ребёнок в панике успевает заметить начало и конец слова, отдельные слоги или даже буквы и «догадывается» о том, какое слово написано, после этого перескакивая на следующее слово, которое также «как будто бы читает».В результате такого вот способа чтения и оказывается задействована\ та часть мозга, которое отвечает за зрительное конструирование слов, что для формирования навыка грамотного письма является неэффективным.

Исправить положение помогает обучение детей орфографическому чтению по методике П.С. Тоцкого. Объясняем ученикам, что слова лучше всего запоминаются в процессе их произнесения через работу артикуляционного аппарата, поэтому полезно научиться и проговаривать слова так, как они написаны, чётко выговаривая каждую букву в слове, но не по слогам, между словами обязательно делать паузы. При этом важно проговаривать слово, глядя на него (задействуется зрительный канал восприятия), а не механически повторяя вслед за учителем. При написании слова и при проверке написанного тоже формируем навык проговаривания потихоньку, а затем про себя (при мысленном произнесении слов артикуляционный аппарат тоже работает). Поскольку слово ребенком проговаривается вслух, мы имеем возможность проконтролировать, видит ли ребёнок его буквенный состав. Орфографическое чтение – хороший способ приучения учеников к внимательному прочтению слов и запоминанию их написания.

А подходит ли метод орфографического чтения тем детям, которые имеют нарушения дикции. Практика показала, поскольку при таком способе чтения артикуляционный аппарат работает с напряжением, как и при произнесении скороговорок, то происходит его тренировка и дикция улучшается. (если плохо произносят шипящие звуки, путают буквы при письме Ц, Ч, Ш, и Щ). После нескольких занятий эти дети не только грамотно пишут, но и правильно произносят.

Вывод: обучение эффективным способам чтения и запоминания слов помогает значительно улучшить грамотность учеников.

Для индивидуальных занятий с очень слабыми учениками можно порекомендовать следующую схему:

1. Учитель показывает, что такое орфографическое чтение: Пример: На ногах богатые горожане и горожанки носили мягкие сапожки, а бедные – обувь из лыка. Выражение «не лыком шит» означало, что он не из простых.

2. Ученик 2 раза читает текст орфографически под наблюдением учителя. В случае неверного прочтения учитель останавливает ученика словами: «Прочти ещё раз» «Читай так, как написано», «Посмотри, какая буква стоит в конце слова» и т.п.

3. Учитель: «А теперь представь, что я самый безграмотный человек в мире. Я знаю буквы, но не знаю, как пишутся даже самые простые слова. Твоя задача – продиктовать мне текст так, чтобы я всё написал правильно (по слогам нельзя). Учти, я буду писать точно так, как услышу.

4. Учитель пишет под диктовку так, как диктует ученик. Если всё диктуется правильно, учитель может сделать 2-3 ошибки на своё усмотрение.

5. Ученик проверяет текст, проговаривая слова. В книгу можно не смотреть.

6. Учитель проверяет качество проверки, в случае затруднения предлагает свериться с книгой.

7. Учитель диктует, проговаривая слова обычным способам, не орфографически.

8. Ученику рекомендуется во время письма проговаривать слова мысленно или шёпотом.

Результаты проверки работы обычно окрыляют учеников верой в свои силы. Такой способ занятия с детьми можно порекомендовать и родителям.

Библиографический список

1. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. – М.: Просвещение, 1982.

2. Приступа, Г. Н. Единый речевой режим в школе / Г. Н. Приступа. – Рязань, 1993.

3. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. – М.: Просвещение, 1982.