Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Сластя Ольга Владимировна,
Ковалева Елена Васильевна,
воспитатели,
МОУ Детский сад № 326
г. Волгоград
Интерактивные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО
Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Одним из направлений развития информационных технологий в образовании является применение интерактивных технологий. Проникновение современных интерактивных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии. Перед педагогами встает стратегическая задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов детской деятельности, предусмотренных ФГОС: образовательных, индивидуальных, конструктивно- исследовательских и организационно-проектных.
Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:
–         предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
–         несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
–         движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
–         стимулирует познавательную активность детей;
–         предоставляет возможность индивидуализации обучения;
–         в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
–         позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Для решения воспитательных и образовательных задач воспитатели ДОУ используют следующие интерактивные формы и методы:
Кейс-метод в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей. Суть метода состоит в том, что участникам дается описание определенной ситуации, которая смоделирована как реальная. В ходе совместной деятельности они знакомятся с проблемой и обдумывают способы ее решения. В небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
Дискуссия, как интерактивный метод обучения, – целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:
–                    моделировать реальные жизненные проблемы;
–                    вырабатывать у участников процесса умение слушать и взаимодействовать с другими;
–                    продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;
–                    обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.
Дискуссия, сама по себе, выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.
Кластеры. Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления.
В ДОУ можно использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок, и найти связь между ними.
Синквейн. Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.
Микрофон - метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.
Дебаты - метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.
Общий проект - метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4). Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них. Каждая группа представляет свой «проект» - коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.
«Мозговая атака (мозговой штурм) » - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов. Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения. Дети - участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.
«Что? Где? Когда?» - активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное. «За и против» - метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент - «за») и почему не нравится зима (аргумент
- «против»).
В результате использования интерактивных методов происходит эффективное усвоение информации, сотрудничество, коммуникативная компетентность, доверительные отношения, рефлексия, познавательная активность, творческая самостоятельность, приобретение важных социальных навыков, индивидуализация обучения и т.д.
Таким образом, эти интерактивные методы, можно активно применять в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Январь 2021