Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Елисеева С.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЛЕДНИКОВ ПОБЕДИТЕЛЕЙ В ВОВ

Библиографическое описание:
Елисеева С.А. Взаимодействие семьи и школы в патриотическом воспитании наследников победителей в ВОВ // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Первостепенной задачей современной школы является воспитание гражданина, патриота и защитника своей страны, знающего историю своей Родины, в том числе​ малой, его жителей, их достижений; ответственного за настоящее и будущее страны.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание младших школьников их важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, формируются понятия, взгляды, чувства, привычки, которые лежат в основе нравственного становления личности школьника. Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании. Ребенок перенимает настроение и отношение к своему Отечеству, прежде всего, у своих родителей. Школа способна лишь корректировать, либо дополнить восприятие ребенком своей Родины.

Школа и семья преследует единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно.

Единство требований к детям, согласованность действий, совместная работа по закреплению и развитию успехов, а также преодоление недостатков в формировании личности школьника - все это обеспечивает положительный результат общих усилий семьи и школы в воспитании детей.

При работе с родителями в начальных классах важно обращать внимание на индивидуальные особенности детей, на взаимоотношения между родителями и детьми в каждой отдельной семье, на сложившийся психологический климат между родителями. От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. От согласованных действий взрослых зависит эффективность процесса патриотического воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Одним из важных направлений сотрудничества семьи и школы является взаимное обучение учителей, родителей и детей - каждому есть чему поучиться друг у друга. Главные результаты этой работы - это установление взаимопонимания, готовность к сотрудничеству, уверенность в успехе и совместное патриотическое воспитание каждого школьника.

Наиболее распространенной формой работы является родительское собрание, цель которого - согласование совместных действий по патриотическому воспитанию учащихся, информирование друг друга о возникающих проблемах, анализ достигнутых результатов. К другим формам относятся индивидуальные и групповые консультации для родителей с привлечением психолога и других специалистов, круглый стол, беседы, диспуты по проблемам патриотизма и защиты Отечества и др. Например, уборка территории, цветника… (И почему это нужно делать)

Среди индивидуальных форм патриотического воспитания ребенка выделяют самостоятельные занятия (домашние задания). Например, ответить на вопросы учителя, прочитав произведения детских писателей о подвиге, доблести, славе воинов в истории Отечества.

Индивидуальные формы патриотического воспитания ребенка осуществляются в основном в семье. Именно семья играет решающую роль на том или ином возрастном этапе. Поэтому педагог должен наладить тесное взаимодействие с семьями учащихся, вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей. Например, всей семьёй сходить на выборы. Это могут быть проекты о родственниках – участниках Вов, материал о которых дети ищут вместе с родителями. Совместный поиск, расспросы дедушек, бабушек (а сейчас уже и прадедушек и прабабушек), оформление проекта, сближает семью, вызывает чувство гордости за своих близких. Можно порекомендовать такие сайты: «Подвиг народа (электронный банк документов в Вов)

По-прежнему эффективна эта форма гражданско - патриотического воспитания, так как знакомство детей с трудовой и боевой биографией дедов, членов семьи и родственников способствует формированию гордости за семейные традиции и стремление продолжать и развивать их, чувства гражданина своей страны, будущего защитника своей Родины. Цена и память о Вов у каждой семьи разная. И жива эта личная память, пока живы свидетели, те люди, которых не обманешь, и которые не позволят забыть. Поэтому и через века не должна ослабевать память о них, не должен умаляться их героизм. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у школьника сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. На конкретных фактах из жизни старших членов семей (прадедушек, прабабушек – участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах) можно привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».

Самым важным в работе учителя считается участие родителей в воспитательном процессе через совместные творческие дела. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Ребята вместе с родителями знакомятся с историей школы, правилами поведения в школе, историей своей семьи, семейным укладом и традициями. Взрослые и дети вместе участвовали в праздниках «23 февраля - День защитника Отечества», «День Победы», «День Здоровья» и др. Все эти мероприятия сблизили детей, родителей и педагогов. Тематические классные часы «Моя малая Родина», «Дети-герои ВОв», и другие классные и школьные мероприятия посвящены были также патриотическому воспитанию младших школьников.

Эффективными средствами патриотического воспитания являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры. Естественно, что ветеранов и участников Вов с каждым годом становится всё меньше, поэтому рассказы и воспоминания ещё ценнее. После таких встреч не надо долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, они понимают это сами.

Семейные творческие дела, традиционные праздники, совместные концерты, на которые приходят целыми семьями,- вот далеко неполный перечень мероприятий, в которых принимают вместе участие дети и родители. Самыми любимыми для детей и запоминающимися для родителей являются яркие, красочные концерты посвященные Дню матери, Дню Победы, Ярмарка и другие. В таких мероприятиях принимают участие вся школа, от мала до велика: одни готовят концертные номера, другие готовят своими руками поделки на выставку, кто-то оформляет вместе со взрослыми зал. Очень важно для ребёнка услышать слова благодарности за выступление от бабушек и дедушек ветеранов войны, от родителей, учителей. Каждый ученик школы и родитель стараются внести свой вклад в такие общие творческие дела. И взрослые, и дети получают от общения на таких замечательных праздниках положительные эмоции. Родители гордятся своими детьми, а дети радуются от предоставленной возможности показать своё мастерство, своё умение взрослым.

Беседы и рассказы о героях, конструкторах оружия воспитывают у мальчиков гордость за отечественное оружие. Совместные просмотры детьми и их родителями художественных кино- и видеофильмов, картин и открыток, экскурсии в музеи дополняют и закрепляют первое впечатление.

Как было сказано выше, школа и семья должны работать совместно, т.к. у них единая цель - патриотическое воспитание личности. От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Не следует также забывать, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Ребенку нужно об этом рассказывать, показывать семейные реликвии (ордена, медали, фотографии, стихи, рассказы, книги и т.д.). Идти вместе с ними на могилы воинов, павших, защищая нашу землю, от врагов. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Важно, чтобы каждая семья осознала: воспитывая своих детей, она выполняет часть дела, которое стало в нашей стране общенародным, дело формирования нашей юной смены.

Дети - наше будущее, наша гордость, наша тревога и наша надежда…Мы хотим, чтобы мы смело могли доверить им самое дорогое - нашу Родину, чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности за нее они понесли с честью.

……