Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Смолкова Татьяна Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»
Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки
Сопровождение семьи и ребёнка раннего возраста в дошкольной образовательной организации
В современном дошкольном образовании актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияние семьи и детского сада. Поэтому в каждом ДОУ ведется постоянная работа с родителями в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка.
Взаимодействие с родителями детей раннего возраста имеет свои особенности.
Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинаются задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводится беседа, направленная на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада.
Затем родителей и ребенка знакомят с группой раннего возраста. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, дет­ские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.
Цель ДОУ - изменить позицию родителей из позиции "стороннего наблюдателя" в позицию "активного участника", решая при этом следующие задачи:
·          установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
·          объединение усилий для развития и воспитания детей;
·          создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
·          активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
·          поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Взаимодействие с родителями строится на принципах совместной деятельности и предусматривает координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.
Вопрос о взаимодействии образовательного учреждения и родителей - в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей.
Наиболее популярные формы взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ - консультации, беседы, анкетирование, выставки детских работ, информационные листки, памятки для родителей, дни открытых дверей.
Используются также следующие формы взаимодействия педагогов с родителями:
1. Родительское собрание – совместное присутствие родителей и педагога для обсуждения, решения интересующих их вопросов.
2. Круглый стол. Такая форма предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы он был и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости. В такой обстановке обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания.
3. Конференция. На конференции собираются и педагоги, и узкие специалисты, и родители, которые заранее готовятся к выступлению по одной теме. Каждый выступает со своей точкой зрения. В результате у родителей накапливаются знания в области воспитания детей и устанавливаются доверительные отношения с педагогами.
4. Презентация. Такая форма предполагает знакомство с чем-либо или с кем-либо. Презентация готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото, видеоматериалов. Презентацию могут показывать, как родители, так и педагоги.
5. Родительская газета. Одной из современных форм работы с родителями с учетом уровня их образования, запросов, интересов является газета. Заранее выбирается редколлегия в составе 3-4 человек. Каждый номер посвящается одной теме, наиболее актуальной на данный период. Газета оформляется с использованием статей родителей, воспитателей, других специалистов ДОУ. В ней могут помещаться фотографии и рисунки детей.
6. Семейный театр. Семья разыгрывает ситуацию, случай по определенной теме, потом идет обсуждение. Ситуацию готовят вместе родители и педагоги.
7. Родительская почта. Учитывая занятость, а также стеснительность многих родителей, можно использовать эту нетрадиционную форму общения с семьей. Заранее образуется почтовый ящик, чтобы любой родитель имел возможность в короткой записке высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Можно создать электронную почту.
8. Родительский клуб. Цель клуба - увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. На совместных встречах в клубе, за "круглым столом", во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин "инновация". Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Какие же инновации можно применить при взаимодействии с родителями?
1.         Сайт детского сада, на котором размещается вся необходимая информация для родителей.
2.         Личный сайт педагога.
3.         Использование социальных месседжеров (Viber, Whats-App).
4.         Электронная почта, с помощью которой родители и педагог могут общаться.
Конечно, все электронные формы общения не могут заменить личное общение, они могут только помочь в определенных ситуациях. Данные формы особенно актуальны в условиях сложной эпидемиологической обстановки.
Сочетание традиционных и инновационных форм общения педагогов ДОУ с родителями воспитанников позволит обеспечить тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития детей, сделать родителей союзниками педагогов, что очень важно для их дальнейшего сотрудничества.
Литература:
1.         Арнаутова Е.П. «В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьёй». - М., 2004.
2.         Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход» (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.         Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. «Проекты работы с семьёй» (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). – М.: ТЦ Сфера, 2012.
4.         Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьёй»: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Январь 2021