Библиографическое описание:
Балан О.Д. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «КОМПОЗИЦИЯ В ХОЛОДНОЙ ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ С ВВЕДЕНИЕМ ФИГУР ПОДВОДНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ «ПОДВОДНЫЙ МИР» // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.
Творческое объединение «Гармония красок»
Группа: 2.2
Год обучения: 2 -ой
Возраст учащихся: 7-12 лет
количество учащихся на занятии
присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока: «Композиция в холодной цветовой гамме с введением фигур подводных обитателей - «Подводный мир».
Цель: знакомство с новым жанром изобразительного искусства – подводный мир.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей возникновения подводной живописи, раскрыть основные ее особенности;
- познакомить с работами художников на подводную тематику;
- научить отражать несложный сюжет в рисунке на ткани и передавать его цветовую палитру;
- формировать умения правильно организовывать свою практическую деятельность.
Развивающие:
- развить интерес у учащихся к изобразительному искусству;
- развивать творческое воображение, самостоятельное мышление;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать внимательность и аккуратность в работе;
- воспитывать умение взаимодействовать в группе.
Межпредметные связи
Окружающий мир, литература, музыка, история.
Ход занятия
Этапы занятия
Запланированная деятельность
Ресурсы (МТО)
Организационный этап
(проверка готовности учащихся к занятию)
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности (постановка цели и задач занятия)
– Добрый день, ребята! Очень рада вас всех видеть! Сегодня у нас с вами интересное занятие! И так начинаем!
Мы с вами продолжаем знакомиться с подводным миром. На прошлом занятии, мы уже говорили с вами о подводном мире, о его флоре и фауне. Посмотрели замечательные работы художников, которые в своих работах изображали подводный мир.
А сегодня мы раскроем особенности этого нового направления в искусстве – подводная живопись. И еще попробуем создать свои индивидуальные футболки или шоперы c сюжетами подводного мира.
– Для начала я предлагаю вам внимательно посмотреть на карту мира (глобус).
Вы видите, что большую часть поверхности Земли занимает водное пространство. Сколько здесь синего цвета! Это океаны, моря, реки. На Земле более двух третей поверхности покрыто водой.
Известно, что первые живые существа появились именно в воде, и сейчас в ней обитает большое количество животных, растений и рыб.
– Ребята, кто из вас может сказать, какие океаны есть на земле?
Ответы детей.
– Хорошо. Молодцы! А кто знает, какие есть реки?
Ответы детей.
– Каких подводных обитателей вы знаете?
Ответы детей.
– Какая растительность есть под водой?
Ответы детей.
– Правильно, ребята, молодцы!
Беседа о пейзаже
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Композиция в холодной цветовой гамме с введением фигур подводных обитателей - «Подводный мир».
– И так, мы отправляемся в этот прекрасный, загадочный и неизвестный подводный мир. Он таит в себе немало загадок. Поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой существует свой удивительный мир. Здесь свои правила и условия для выживания. Однако помимо опасностей этот мир таит в себе неслыханную красоту и уникальность, какую не найти на суше. Под водой живут удивительные, непохожие ни на кого морские животные, рыбы.
– Сначала я предлагаю вам сыграть в игру «Пазл - подводный мир».
Работа в группах
Для того чтобы разделить учащихся на группы педагог организует игру «Пазл - подводный мир» (Необходимо собрать подводный мир из разрезанных частей картинки. Каждый учащийся берет одну деталь от картинки – один пазл, затем, действуя сообща, собирают картинку. Собрав все пазлы – собирается картинка, таким образом, формируется группа. Всего на данном уроке будет 2 группы).
– И так у нас получилась картинка. Что мы видим на ней?
Ответы детей.
Объяснение задания (каждая группа выполняет задания сообща).
Задание 1.
Отгадайте загадки об обитателях морского дна.
1. Снизу камень, сверху камень, четыре ноги да одна голова (черепаха).
2. Хвостом виляет, зубаста, а не лает (акула).
3. В воде – жива, а на суше - мертва (рыба).
4. Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка (лягушка).
5. Ходит задом наперед (рак).
Ответы детей.
– Хорошо справились с заданием, молодцы!
Задание 2.
А теперь давайте вспомним сказки, литературные произведения, мультфильмы, фильмы, в которых персонажи – обитатели подводного царсва.
Ответы детей: «Золотая рыбка», «Русалочка», «Приключения Немо», «Моана», «Аквамен» и др.
– Правильно!
Задание 3.
Следующее задание - выполнить кроссворд: найдите 6 слов, которые относятся к подводному миру.
Ответы детей.
– Молодцы ребята, хорошо справились с заданиями! А теперь давайте вспомним, что же такое пейзаж?
Ответы детей: пейзаж – это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу. Виды пейзажа: городской, морской, сельский.
– Сегодня мы с вами познакомимся с подводным пейзажем и с художниками которые в своих работах изображали подводный мир.
Подводная живопись
«Отцом» подводной живописи считается Андре Лабан. Необычная мысль о том, чтобы написать картину под водой, впервые посетила именно этого человека. Подход к живописи, используемый Андре, кардинально отличается от того метода, который использовали художники-маринисты.
Справиться с техническими сложностями, связанными с пребыванием под водой, Андре помогло его образование химика. Он разработал специальный несмываемый состав грунта, которым покрывал холст. Масляные краски, подходят под данный вид живописи: масло не растворяется в воде и прекрасно ложится на холст. Современные художники используют практически те же приемы, которые были введены Андре Лабаном.
Подводная картина пишется не кистями, а мастихином – специальным инструментом для смешивания красок. Краски смешиваются на палитре, а потом густым слоем накладываются на холст.
Писать картины под водой нужно быстро, пока в акваланге не закончился воздух. Времени крайне мало, около 30-40 минут. Художник должен максимально точно передать настроение и колорит подводного пейзажа - в этом и заключается особое мастерство творца. Некоторые художники дописывают картины уже на берегу, другие же предпочитают больше не трогать работу.
Подводная живопись - невероятно интересная, и очень сложная: во-первых, под водой невозможно работать одному, нужна команда; во-вторых, подводный мир – это совершенно особая среда, там все другое: невесомость, освещение, перспектива, чувство времени. Под водой меняется восприятие мира.
Идея погружения в морские глубины и создания там живописного полотна оказалась столь необычной и привлекательной, что «потащила за собой на дно» и других художников
Давайте рассмотрим невероятно завораживающие картины художников.
– Мы рассмотрели с вами картины художников. А сейчас давайте немного отвлечемся и проведем физминутку.
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница.
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
Презентация \ видеоролик
Презентация
Видеоролик
Презентация
Презентация – видеоролик
Творческое применение новых знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Творческая практическая деятельность учащихся в виде «постера»
(Работа в группах. Инструктаж по ТБ.)
– Сегодня мы с вами создадим свои индивидуальные футболки или шоперы.
Для того, чтобы расписать свою футболку или шопер нам необходимо: футболка или шопер (на выбор), краски по ткани, кисти, простой карандаш, палитра, бумага А4 (для подложки, чтобы не отпечатался рисунок). Эскиз рисунка на прошлом занятии мы с вами уже приготовили.
Рисовать красками по ткани легко, также как и гуашью. Они прекрасно разносятся по ткани, не плывут по контуру рисунка, легко смешиваются, давая восхитительные цвета.
Мне, например, очень нравится сама идея росписи футболок акриловыми красками: ты можешь создать фактически любой рисунок или надпись, не переплачивая за бренд. Плюс, это очень интересный творческий процесс. И так приступаем!
Алгоритм выполнения практической работы
1. Переносим изображение на ткань.
2. После того, как набросок карандашом готов, приступаем к работе с красками.
3. Чтобы краски не просочились на обратную сторону футболки/шопера, подкладываем внутрь плотный картон или бумагу А4 (3шт.).
4. Начинаем со светлых тонов, затем постепенно углубляем тени, добавляем яркие цвета. При небольшом добавлении воды акриловые краски по ткани позволяют создавать очень нежные и плавные переходы цвета.
5. После того, как работа над рисунком закончена, даём краскам полностью просохнуть в течение суток.
6. По истечении суток завершаем работу тепловой обработкой. Выворачиваем футболку/шопер наизнанку, подкладываем внутрь лист бумаги или картона и проглаживаем тёплым (не сильно горячим!) утюгом.
Вот и всё, футболка готова!
Краски, кисти, баночка, палитра, фломастеры, цветные карандаши и бумага А4.
Подведение итогов. Рефлексия
Рефлексия
- О чем мы говорили сегодня на нашем занятии?
- Чему вы научились сегодня?
- Было ли вам интересно?
- А что вам не понравилось?
Ребята, перед вами на столе лежат три рыбки разного цвета. Наклейте рыбку, которая отражает ваше настроение на доску: отличное - зеленая рыбка,
хорошее – желтая рыбка, не очень – красная рыбка.
– Всем спасибо! Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы! Занятие наше завершилось, до свидания!
Балан О.Д. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «КОМПОЗИЦИЯ В ХОЛОДНОЙ ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ С ВВЕДЕНИЕМ ФИГУР ПОДВОДНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ «ПОДВОДНЫЙ МИР» // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.
Творческое объединение «Гармония красок»
Группа: 2.2
Год обучения: 2 -ой
Возраст учащихся: 7-12 лет
количество учащихся на занятии
присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока: «Композиция в холодной цветовой гамме с введением фигур подводных обитателей - «Подводный мир».
Цель: знакомство с новым жанром изобразительного искусства – подводный мир.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей возникновения подводной живописи, раскрыть основные ее особенности;
- познакомить с работами художников на подводную тематику;
- научить отражать несложный сюжет в рисунке на ткани и передавать его цветовую палитру;
- формировать умения правильно организовывать свою практическую деятельность.
Развивающие:
- развить интерес у учащихся к изобразительному искусству;
- развивать творческое воображение, самостоятельное мышление;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать внимательность и аккуратность в работе;
- воспитывать умение взаимодействовать в группе.
Межпредметные связи
Окружающий мир, литература, музыка, история.
Ход занятия
Этапы занятия
Запланированная деятельность
Ресурсы (МТО)
Организационный этап
(проверка готовности учащихся к занятию)
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности (постановка цели и задач занятия)
– Добрый день, ребята! Очень рада вас всех видеть! Сегодня у нас с вами интересное занятие! И так начинаем!
Мы с вами продолжаем знакомиться с подводным миром. На прошлом занятии, мы уже говорили с вами о подводном мире, о его флоре и фауне. Посмотрели замечательные работы художников, которые в своих работах изображали подводный мир.
А сегодня мы раскроем особенности этого нового направления в искусстве – подводная живопись. И еще попробуем создать свои индивидуальные футболки или шоперы c сюжетами подводного мира.
– Для начала я предлагаю вам внимательно посмотреть на карту мира (глобус).
Вы видите, что большую часть поверхности Земли занимает водное пространство. Сколько здесь синего цвета! Это океаны, моря, реки. На Земле более двух третей поверхности покрыто водой.
Известно, что первые живые существа появились именно в воде, и сейчас в ней обитает большое количество животных, растений и рыб.
– Ребята, кто из вас может сказать, какие океаны есть на земле?
Ответы детей.
– Хорошо. Молодцы! А кто знает, какие есть реки?
Ответы детей.
– Каких подводных обитателей вы знаете?
Ответы детей.
– Какая растительность есть под водой?
Ответы детей.
– Правильно, ребята, молодцы!
Беседа о пейзаже
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Композиция в холодной цветовой гамме с введением фигур подводных обитателей - «Подводный мир».
– И так, мы отправляемся в этот прекрасный, загадочный и неизвестный подводный мир. Он таит в себе немало загадок. Поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой существует свой удивительный мир. Здесь свои правила и условия для выживания. Однако помимо опасностей этот мир таит в себе неслыханную красоту и уникальность, какую не найти на суше. Под водой живут удивительные, непохожие ни на кого морские животные, рыбы.
– Сначала я предлагаю вам сыграть в игру «Пазл - подводный мир».
Работа в группах
Для того чтобы разделить учащихся на группы педагог организует игру «Пазл - подводный мир» (Необходимо собрать подводный мир из разрезанных частей картинки. Каждый учащийся берет одну деталь от картинки – один пазл, затем, действуя сообща, собирают картинку. Собрав все пазлы – собирается картинка, таким образом, формируется группа. Всего на данном уроке будет 2 группы).
– И так у нас получилась картинка. Что мы видим на ней?
Ответы детей.
Объяснение задания (каждая группа выполняет задания сообща).
Задание 1.
Отгадайте загадки об обитателях морского дна.
1. Снизу камень, сверху камень, четыре ноги да одна голова (черепаха).
2. Хвостом виляет, зубаста, а не лает (акула).
3. В воде – жива, а на суше - мертва (рыба).
4. Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка (лягушка).
5. Ходит задом наперед (рак).
Ответы детей.
– Хорошо справились с заданием, молодцы!
Задание 2.
А теперь давайте вспомним сказки, литературные произведения, мультфильмы, фильмы, в которых персонажи – обитатели подводного царсва.
Ответы детей: «Золотая рыбка», «Русалочка», «Приключения Немо», «Моана», «Аквамен» и др.
– Правильно!
Задание 3.
Следующее задание - выполнить кроссворд: найдите 6 слов, которые относятся к подводному миру.
Ответы детей.
– Молодцы ребята, хорошо справились с заданиями! А теперь давайте вспомним, что же такое пейзаж?
Ответы детей: пейзаж – это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу. Виды пейзажа: городской, морской, сельский.
– Сегодня мы с вами познакомимся с подводным пейзажем и с художниками которые в своих работах изображали подводный мир.
Подводная живопись
«Отцом» подводной живописи считается Андре Лабан. Необычная мысль о том, чтобы написать картину под водой, впервые посетила именно этого человека. Подход к живописи, используемый Андре, кардинально отличается от того метода, который использовали художники-маринисты.
Справиться с техническими сложностями, связанными с пребыванием под водой, Андре помогло его образование химика. Он разработал специальный несмываемый состав грунта, которым покрывал холст. Масляные краски, подходят под данный вид живописи: масло не растворяется в воде и прекрасно ложится на холст. Современные художники используют практически те же приемы, которые были введены Андре Лабаном.
Подводная картина пишется не кистями, а мастихином – специальным инструментом для смешивания красок. Краски смешиваются на палитре, а потом густым слоем накладываются на холст.
Писать картины под водой нужно быстро, пока в акваланге не закончился воздух. Времени крайне мало, около 30-40 минут. Художник должен максимально точно передать настроение и колорит подводного пейзажа - в этом и заключается особое мастерство творца. Некоторые художники дописывают картины уже на берегу, другие же предпочитают больше не трогать работу.
Подводная живопись - невероятно интересная, и очень сложная: во-первых, под водой невозможно работать одному, нужна команда; во-вторых, подводный мир – это совершенно особая среда, там все другое: невесомость, освещение, перспектива, чувство времени. Под водой меняется восприятие мира.
Идея погружения в морские глубины и создания там живописного полотна оказалась столь необычной и привлекательной, что «потащила за собой на дно» и других художников
Давайте рассмотрим невероятно завораживающие картины художников.
– Мы рассмотрели с вами картины художников. А сейчас давайте немного отвлечемся и проведем физминутку.
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница.
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
Презентация \ видеоролик
Презентация
Видеоролик
Презентация
Презентация – видеоролик
Творческое применение новых знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Творческая практическая деятельность учащихся в виде «постера»
(Работа в группах. Инструктаж по ТБ.)
– Сегодня мы с вами создадим свои индивидуальные футболки или шоперы.
Для того, чтобы расписать свою футболку или шопер нам необходимо: футболка или шопер (на выбор), краски по ткани, кисти, простой карандаш, палитра, бумага А4 (для подложки, чтобы не отпечатался рисунок). Эскиз рисунка на прошлом занятии мы с вами уже приготовили.
Рисовать красками по ткани легко, также как и гуашью. Они прекрасно разносятся по ткани, не плывут по контуру рисунка, легко смешиваются, давая восхитительные цвета.
Мне, например, очень нравится сама идея росписи футболок акриловыми красками: ты можешь создать фактически любой рисунок или надпись, не переплачивая за бренд. Плюс, это очень интересный творческий процесс. И так приступаем!
Алгоритм выполнения практической работы
1. Переносим изображение на ткань.
2. После того, как набросок карандашом готов, приступаем к работе с красками.
3. Чтобы краски не просочились на обратную сторону футболки/шопера, подкладываем внутрь плотный картон или бумагу А4 (3шт.).
4. Начинаем со светлых тонов, затем постепенно углубляем тени, добавляем яркие цвета. При небольшом добавлении воды акриловые краски по ткани позволяют создавать очень нежные и плавные переходы цвета.
5. После того, как работа над рисунком закончена, даём краскам полностью просохнуть в течение суток.
6. По истечении суток завершаем работу тепловой обработкой. Выворачиваем футболку/шопер наизнанку, подкладываем внутрь лист бумаги или картона и проглаживаем тёплым (не сильно горячим!) утюгом.
Вот и всё, футболка готова!
Краски, кисти, баночка, палитра, фломастеры, цветные карандаши и бумага А4.
Подведение итогов. Рефлексия
Рефлексия
- О чем мы говорили сегодня на нашем занятии?
- Чему вы научились сегодня?
- Было ли вам интересно?
- А что вам не понравилось?
Ребята, перед вами на столе лежат три рыбки разного цвета. Наклейте рыбку, которая отражает ваше настроение на доску: отличное - зеленая рыбка,
хорошее – желтая рыбка, не очень – красная рыбка.
– Всем спасибо! Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы! Занятие наше завершилось, до свидания!