Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июнь 2023

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»

Узлова Наталья Анатольевна
педагог-психолог
МБОУ "Шахтёрская средняя школа № 1", город Шахтёрск

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее уязвимым и сложным. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, педагоги должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Что означает преемственность? Преемственность – инструмент для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. С одной стороны, дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Цель работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы: построение единой линии преемственных связей между МДОУ и школой, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешный переход на следующую ступень образования.

Основные задачи сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы - создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к переходу из детского сада в школу.

Первоклассник, начав учиться, попадает в новые социальные условия: другая социальная среда, незнакомый коллектив, нетипичная для вчерашнего дошкольника деятельность, новые роли (ученик, одноклассник, член школьного коллектива), которыми он не владеет. Поэтому первые месяцы его нахождения в школе связаны с привыканием к этим условиям. Адаптация с точки зрения физиологии и психологии – явление положительное, она позволяет организму приспособиться (привыкнуть) к изменившейся среде обитания, повысить устойчивость индивида к обычным проявлениям среды, принять её законы.

Вместе с тем следует отметить, что затянувшийся процесс привыкания, протекающий болезненно и трудно, отрицательно влияет на человека, его самочувствие, эмоциональное состояние, отношение к деятельности. Это становится причиной негативных проявлений ребёнка (асоциальное поведение, непослушание, капризы, замкнутость). Более серьёзные нарушения приводят к возникновению стрессов и нервных срывов. Этого можно избежать, если правильно организовать обучение в адаптационный период, бережно относиться к тем детям, которые не могут быстро привыкнуть к школе, учителю, одноклассникам, не сразу принимают требования незнакомых взрослых.

Что чаще всего не учитывается?

Во-первых, упускается из виду, что первоклассник по своему психическому развитию ещё не стал младшим школьником и к нему нельзя предъявлять те же требования, что к учащимся других классов начальной школы. Учащийся 6–7лет находится как бы на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту, и ему нужно помочь преодолеть успешно этот кризисный период.

Во-вторых, ученик первого класса ещё не овладел деятельностью, которой он начал заниматься в школе: он не умеет учиться. Это проявляется во многом. Ребёнок не может выдерживать сразу предлагаемую нагрузку, он недостаточно внимателен, у него не сформирована произвольность поведения, усидчивость.

В-третьих, весьма актуальной для учащегося первого класса остаётся деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, – игра. А учитель часто задаёт продолжительную однообразную деятельность, с ней ребёнок справиться пока не может. Например, невыносимо трудно шестилетке целый урок писать или читать по слогам.

Всё это приводит к тому, что ребёнок теряет интерес к учению, становится равнодушным, неконтактным, а подчас и агрессивным. Поэтому необходима особая организация процесса обучения в адаптационный период. Период адаптации к школьной жизни идёт значительно легче, если уже с первых дней они чувствуют себя членами коллектива. Сплочению детей помогают совместные мероприятия, общая деятельность. Выделяются следующие формы организации учебно-воспита-тельной работы в адаптационный период:

– экскурсии (целевые прогулки);

– урок-игра;

– урок-диалог;

– урок-импровизация;

– театрализованные игры.

Все они могут проходить в рамках учебной программы по любому предмету, было бы желание.

В практике своей работы в адаптационный период с детьми, имеющими трудности мы используем технологию «Путешествие по «реке времени», которая направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» – символы материальной цивилизации.

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные. Отталкиваясь от события, определяем вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Обсуждаем вместе с детьми высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала.

На этом этапе используется реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.

Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «река времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований».

Карта-панно («река времени» – это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок» с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» – «старина» – «наше время». Особенно актуально использование данной технологии в младшем школьном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.

Задачи работы могут быть следующие:

1) создание условий для развития у детей познавательного интереса к окружающему миру;

2) создание условий для приобретения опыта находить пути решения проблем, анализировать ситуацию;

3) создание условий для приобретения коммуникативных навыков у дошкольников (умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения).

«Путешествие по реке времени» мы начали с темы «Мой родной город», что позволило познакомить детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут. Была собрана информация об истории города, подобраны фотографии старого и современного города. Большой отклик у детей вызвала тема «История автомобиля». Главной задачей было – раскрыть перед ребенком удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.

Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащаются функция и назначение предметов, какова роль в процессе взрослых. Вместе с детьми можно отправиться в прошлое семьи, жилища, огня и сухопутного транспорта, мореплавания и воздухоплавания, окунуться в историю письменности и коммуникации (почты), историю профессий. Применяя в работе с детьми данную технологию, родителям мы советуем по возможности посещать с детьми музеи: краеведческие, биологические, исторические. Это расширяет кругозор ребенка, дает ему зримые образы естественной истории и истории человеческой цивилизации.

Опыт работы показывает, что технология «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской и познавательной деятельности младших школьников.