Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЕМЬИ И ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Бойцова Лариса Савиновна
воспитатель
МБОУ СОШ № 10 дошкольное отделение корпус 2 "Ручеёк",г. о. Серпухов

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена изменениями (метаморфозами) в системе образования вообще и дошкольного в частности. Чего только нам стоило внедрение Болонской системы и ее взращивание квалифицированного потребителя,

Не понимание и заимствование западных новшеств, привело к появлению проблем, которые не замедлили сказаться на общественных отношениях, включая и отношения семьи и ДОУ.

В этих непростых условиях по-новому происходит переосмысление наших традиционных ценностей и исторического опыта по организации взаимодействия указанных субъектов (ДОУ и семьи).

Понимание прошлого как главного измерителя особенно представляется важным, так как помогает в вопросе сохранения преемственности целей и задач и, соответственно, реализации современных требований по дошкольному образованию.

«…Мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше», - указывал В.О. Ключевский [1].

Итак, прошлое. Как рассматривалось воспитание и чем оно полезно для нас? Небольшой экскурс по истории поможет нам выделить его сущностные основы.

Процесс воспитания подрастающего поколения являлся старейшим и самым трудным делом и признавался особым искусством.

В этом искусстве мы находим ответы на вопросы воспитания и взаимодействия общества и семьи. Особо значимыми для нас являются принципы семейного воспитания, изложенные в таких документах как: «Поучения детям» Владимиром Мономахом в 1117 году и «Домострое» 16 века Сильвестром. Что это за принципы? Перечислим некоторые из них:

- самый важный принцип, на который указывал Мономах пример отца, которому следует подражать как образцу (способности исполнять все мужские дела, быть воином);

Так и хочется сразу провести параллель с современностью и вскрикнуть как Грибоедов: «Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?» [2].

- упрочение семьи;

- формирование у детей качества человека (религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милостливость по отношению к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях);

-умение рачительно управлять своим домом.

Поучения детям стали одним из любимейших жанров на Руси. их влияние ощутимо в известном шедевре «Домострое» XVI в., созданным попом Сильвестром, являвшимся сторонником реформ Ивана Грозного.

В этом документе получили свое дальнейшее развитие вопросы воспитания детей с указанием первоочередных задач, а именно:

- первоначало отводится задаче нравственного и религиозного воспитания детей. которую должны иметь в виду родители;

-второй задачей являлась задача обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе»;

- третьей задачей была объявлена обучение грамоте [3].

Сделанный задел был продолжен в последующие века. Однако, свою роль сыграл все тот же Запад и его европейская образованность. Именно это мы констатируем в XVII— XVIII вв.

Традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял элиту Русского государства. Новое время несло и новые западноевропейские образцы, и манеры, в вопросах среднего и высшего образования.

К сожалению, из прошлого перекочевали и проблемы затрагивающие отношения семейно-общественного воспитания.

Так уже в XIX веке с появлением (открытием) первого детского сада в Западной Европе стали появляться вопросы проблемного характера, а именно: на чем должны строиться эти отношения (дополнения, помощи, компенсации чьих – то недостатков).

Справочно укажем, что первый детский сад являлся «… дополнением семейного воспитания в тех случаях, когда в семье не имеется других подходящих по возрасту детей, когда мать не имеет достаточно времени или знаний, чтобы руководить занятиями маленьких детей, когда житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка» [4].

По утверждению Аделаиды Симонович (первой в России «садовницы» так она себя именовала официально), наступает такой период развития, когда помимо нравственного влияния, взрослые должны знакомить его с усовершенствованием ума. Оказывается необходимым, чтобы воспитание перешло из рук родителей к посторонним лицам, специально занимающимися передачей познаний умственных. Передача воспитания пройдет плавно, если есть взаимопонимание семьи и воспитателя. В этом случае приоритет семьи признается, поддерживается, дополняется. За воспитание ответственна «семья» [4]. Итак, фантазерке Симонович удалось не только обратить внимание на плавность взаимопонимания семьи и воспитателя, реализовать идеи немецкого педагога Фребеля на российской почве (практике), но и внедрить придуманный комплекс подвижных игр, конструирование и даже курс «родиноведения». Все это она стала освещать в печати (журнале «Детский сад»), где рассматривались актуальные вопросы дошкольного образования.

К сожалению, свои коррективы на отношения семьи и сада внесла

Октябрьская революция 1917 года. Как и всякая власть, советская также допустила ряд просчетов. Назовем некоторые из них:

- детские сады попали под жесткую централизацию всей системы воспитания, превратившись в общественные;

- воспитательный процесс предусматривал борьбу с пережитками мещанского воспитания;

- семья рассматривалась как помеха общественному воспитанию.

Все это, в конечном итоге, привело к забвению предыдущего положительного исторического опыта и отрицанию прописных истин. Особенно пагубное воздействие оказали события, связанные с развалом СССР и потерей духовных основ развития, и обнищанием населения.

Для понимания и осознания допущенных ошибок понадобилось не только время, но и огромные усилия ныне действующего Президента В. В. Путина, который сумел обозначить новые принципы развития страны: «российская идея — сильное государство — эффективная экономика» на основе проведения строго продуманных реформ, в том числе и дошкольного образования.

Характеризуя современную ситуацию рассматриваемых отношений семьи и сада, укажем, что они переживают свое лучшее время:

- разработаны программные документы в виде нормативно-правовой базы (ФГОС ДО, программа…);

- сформулированы цели и задачи дошкольного образования;

- провозглашены принципы (значимого периода жизни; личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия работников организации и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в специфических формах) [5];

- развитие получает методика взаимодействия детского сада с семьей. через реализацию традиционных и альтернативных приемов и способов взаимодействия. Кратко прокомментируем данные методы.

Традиционные формы работы детского сада с семьей:

- коллективные формы (родительские собрания; конференции; круглые столы…);

- индивидуальные формы (педагогические беседы с родителями; переписка с родителями, индивидуальные памятки.);

- наглядно-информационные формы (записи бесед с детьми; видеофрагменты организации различных видов деятельности; фотографии; выставки детских работ; стенды, ширмы, папки-передвижки.).

Заметим, что во всех перечисленных формах ведущая роль в организации работы с семьей принадлежит педагогам и при добросовестном выполнении они могут быть эффективны, так как прошли проверку временем, несмотря на определенные проблемы.

Что касается нетрадиционных форм взаимодействия детского сада и семьи, то их назначение несколько иного характера - побуждение родителей к осознанному активному участию в совместном процессе.

Стержнем этих форм работы является активное обсуждение проблем воспитания и аргументация собственных подходов к решению воспитательных проблем. К числу нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста можно отнести семейный клуб, мастер-класс, создание сайта, детско-родительский проект, выставки, КВН, день семьи и другие [6].

Завершая осмысления произошедших метаморфоз в системе дошкольного образования в части тенденций развития отношений между семьей и ДО укажем, что на эти отношения накладывают свой отпечаток ряд факторов исторического и идеологического порядка, что привело к определенного рода проблемным вопросам.

Понимание и осознания этих проблем (допущенных ошибок) позволяет нам сегодня выстроить систему дошкольного образования в духе современных требований (по структуре, условиям и результатам) и сформировать в результате совместных действий (доверительных отношений) семьи и ДО будущего патриота своей страны.

Литература

1. Ключевский В.О. Соч. — Т. 9. — С. 7.

2. Кузьмин О. Горе от ума. Александр Сергеевич Грибоедов Свой Среди Своих [электронный ресурс]: https://proza.ru/2020/12/09/1766 (дата обращения: 16.02.2023).

3. Домострой / Сост. В.В. Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990.-304с. [электронный ресурс]: http://buyannovgorod.narod.ru/bibl_po_istorii/domo stroy.pdf (дата обращения: 16.02.2023).

4. Симонович А.С. Кто может быть воспитателем. Хрестоматия / А.С. Симонович. - М.: Просвещение, 1976. - С.5-14.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс]: base.garant.ru›70512244/ (дата обращения: 17.02.2023).

6. Гилева А. В., Янкова А. И. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V6. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196054.htm.