Библиографическое описание:
Порошина О.А. ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений. На первый план выдвигаются задачи воспитания у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Цель коррекционной работы учителя-логопеда - оказание необходимой коррекционной помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи; общее развитие ребенка: ума, чувств, воли; обучение умению учиться жить среди людей.
Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда:
· выявление учащихся с нарушениями звукопроизношения и ошибками дисграфического и дислексического характера.
· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
· привитие детям коммуникативных навыков.
· разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Исходя из целей и задач работы, выделяются следующие направления работы:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическое;
- консультативное;
- организационное.
Основные формыработы учителя-логопеда:
- индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
- индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами;
- подготовка и участие в заседаниях ППк.
Формы коррекционной работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия. Индивидуальные и групповые логопедические занятия по заключению ЦПМПК проводятся со школьниками, как в первой, так и во второй половине дня, согласно графику. Их продолжительность 15 -20 минут.
Важным аспектом деятельности является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:
- создание индивидуального образовательного маршрута;
- взаимодействие специалистов в рамках ППк;
- организация развивающего пространства – кабинет учителя-логопеда.
В работе с детьми используются следующие методы работы:
ü направляемая беседа
ü сюжетно-ролевая игра
ü карточки для индивидуальной работы
ü выполнение релаксационных занятий
ü выполнение творческих заданий
Основными проблемами, с которыми обращаются родители, являются:
ü проблемы обучения и воспитания;
ü речевые проблемы и трудности по русскому языку;
ü рекомендации по результатам диагностики детей.
Совместная работа специалистов ПМПк, классных руководителей и родителей создает благоприятные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Комплексный подход и вовлеченность каждого участника процесса в анализ проблем учащихся, направление на ПМПК и разработка программ сопровождения учащегося в соответствии с рекомендациями областной комиссии дает положительные результаты.
Библиографический список:
1. Логопедия под ред. Волковой - М.: “ Просвещение”,1989.
2. Ефименко Л. И., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте - М.: “ Просвещение”, 1988.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
4. Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. -М.: “Эксмо” 2003г.
5. Косинова Е. Гимнастика для развития речи. - М.: “Эксмо”, 2003
6. Куликовская Т.А. Мастерская букв. - М.: “ Гном-пресс”, 1997
7. Лопухина И. Логопедия 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “Аквариум”, 1995.
8. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. - М.: 1999.
9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: “ Владос” 1999.
10. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. - Екатеринбург, “ Литур”, 1999.
11. Репина З.А. Поле речевых чудес. Екатеринбург,2000.
12. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М.: “ Просвещение” 1968.
13. Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников -М.: “ Просвещение”,1997
14. Скороговорки – чистоговорки - М.: “ Гном-пресс”,1999.
15. Филичева Т.Г., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. - М.:“ Просвещение”, 1989
16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: “ Просвещение”, 1988.
17. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с недоразвитием фонематического строя речи
18. Ястребова А.В., Бессонова Т. П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе
Порошина О.А. ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений. На первый план выдвигаются задачи воспитания у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Цель коррекционной работы учителя-логопеда - оказание необходимой коррекционной помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи; общее развитие ребенка: ума, чувств, воли; обучение умению учиться жить среди людей.
Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда:
· выявление учащихся с нарушениями звукопроизношения и ошибками дисграфического и дислексического характера.
· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
· привитие детям коммуникативных навыков.
· разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Исходя из целей и задач работы, выделяются следующие направления работы:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическое;
- консультативное;
- организационное.
Основные формыработы учителя-логопеда:
- индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
- индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами;
- подготовка и участие в заседаниях ППк.
Формы коррекционной работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия. Индивидуальные и групповые логопедические занятия по заключению ЦПМПК проводятся со школьниками, как в первой, так и во второй половине дня, согласно графику. Их продолжительность 15 -20 минут.
Важным аспектом деятельности является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:
- создание индивидуального образовательного маршрута;
- взаимодействие специалистов в рамках ППк;
- организация развивающего пространства – кабинет учителя-логопеда.
В работе с детьми используются следующие методы работы:
ü направляемая беседа
ü сюжетно-ролевая игра
ü карточки для индивидуальной работы
ü выполнение релаксационных занятий
ü выполнение творческих заданий
Основными проблемами, с которыми обращаются родители, являются:
ü проблемы обучения и воспитания;
ü речевые проблемы и трудности по русскому языку;
ü рекомендации по результатам диагностики детей.
Совместная работа специалистов ПМПк, классных руководителей и родителей создает благоприятные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Комплексный подход и вовлеченность каждого участника процесса в анализ проблем учащихся, направление на ПМПК и разработка программ сопровождения учащегося в соответствии с рекомендациями областной комиссии дает положительные результаты.
Библиографический список:
1. Логопедия под ред. Волковой - М.: “ Просвещение”,1989.
2. Ефименко Л. И., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте - М.: “ Просвещение”, 1988.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
4. Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. -М.: “Эксмо” 2003г.
5. Косинова Е. Гимнастика для развития речи. - М.: “Эксмо”, 2003
6. Куликовская Т.А. Мастерская букв. - М.: “ Гном-пресс”, 1997
7. Лопухина И. Логопедия 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “Аквариум”, 1995.
8. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. - М.: 1999.
9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: “ Владос” 1999.
10. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. - Екатеринбург, “ Литур”, 1999.
11. Репина З.А. Поле речевых чудес. Екатеринбург,2000.
12. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М.: “ Просвещение” 1968.
13. Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников -М.: “ Просвещение”,1997
14. Скороговорки – чистоговорки - М.: “ Гном-пресс”,1999.
15. Филичева Т.Г., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. - М.:“ Просвещение”, 1989
16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: “ Просвещение”, 1988.
17. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с недоразвитием фонематического строя речи
18. Ястребова А.В., Бессонова Т. П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе