Библиографическое описание:
Цаюкова С.В. Особенности воспитательной работы с обучающимися школы-интерната // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
«Если хочешь, чтобы скорее расцвел цветок, не нужно насильно развертывать
лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится».
Л.Н. Толстой
Это особенно актуально при рассмотрении вопроса об организации воспитательной работы в школе – интернате для детей с интеллектуальными нарушениями, так как для эффективной реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия.
Жизнь в интернате строится в условиях охранительно – педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему. Работа воспитателей направлена на формирование личности воспитанника с интеллектуальными нарушениями с позиции учета особенностей его развития, ведущей деятельности и ее основных мотивов в условиях социальной депривации: технология воспитательного процесса; перспективное календарное планирование воспитательной работы для учащихся на каждый день. Т.е. для всех возрастных групп выделены основные показатели навыков коммуникативного поведения для младшего, среднего, старшего школьного возраста применительно к детям с интеллектуальными нарушениями.
Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношением к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников. Воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.
Нормальное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями рассматривается нами как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности.
Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка со взрослым. Главное внимание в организации воспитательной работы нужно уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «Я – хочу» и «Я – могу» как основы взаимодействия с воспитателем. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над») разработка занятий, развивающих потребность в приобретении знаний.
Воспитатель в школе – интернате должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска. Основными направлениями коррекционно-развивающей среды должны стать:
- разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий.
- создание психолого-педагогичекого обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учетом его личностных особенностей, его склонностей и способностей.
- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации.
В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвитие» личности, самопознание и т.д., когда речь идет о воспитании как о процессе. Применительно к школе – интернату этот тезис несколько модифицируется, так как невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений тоже недоступно. Необходима профессиональная ориентировка воспитателя. Он должен:
- знать мотивы и ведущие виды деятельности группы;
- учитывать особенности характера и недостатки ребенка;
- знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка;
- постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая воспитаннику реализовать себя. Отсутствие производственной деятельности очень неблагоприятно сказывается на становлении личности воспитанников. Они привыкают к мысли о том, что им все должны. И когда педагоги сетуют на то, что их воспитанники неблагодарны и т.п., пусть постараются проанализировать свою педагогически – организаторскую работу с позиции: был ли включен данный воспитанник в систематическую трудовую работу по преобразованию окружающей действительности: дизайн в быту, шитье и вязание, разведение растений. Ведь это доступно нашим детям. А если начинать такую работу с первых лет, то именно это направление станет мощным преобразующим началом в коррекции дефекта. Наш воспитанник будет востребован, а не просто рассматриваться как объект педагогического воздействия, который нужно тренировать на определенные модели поведения.
Одним из важнейших вопросов организации работы для воспитателя является взаимосвязь с учителями и классным руководителем. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся. Ежедневно воспитательная работа находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. От ежедневной работы воспитателя зависит успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, адаптированность в естественном социальном окружении. Они должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам.
Воспитатель воспитывает своим примером. Только в этом случае возможно настоящее сотрудничество школы – учащихся и семьи.
Цаюкова С.В. Особенности воспитательной работы с обучающимися школы-интерната // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
«Если хочешь, чтобы скорее расцвел цветок, не нужно насильно развертывать
лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится».
Л.Н. Толстой
Это особенно актуально при рассмотрении вопроса об организации воспитательной работы в школе – интернате для детей с интеллектуальными нарушениями, так как для эффективной реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия.
Жизнь в интернате строится в условиях охранительно – педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему. Работа воспитателей направлена на формирование личности воспитанника с интеллектуальными нарушениями с позиции учета особенностей его развития, ведущей деятельности и ее основных мотивов в условиях социальной депривации: технология воспитательного процесса; перспективное календарное планирование воспитательной работы для учащихся на каждый день. Т.е. для всех возрастных групп выделены основные показатели навыков коммуникативного поведения для младшего, среднего, старшего школьного возраста применительно к детям с интеллектуальными нарушениями.
Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношением к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников. Воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.
Нормальное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями рассматривается нами как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности.
Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка со взрослым. Главное внимание в организации воспитательной работы нужно уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «Я – хочу» и «Я – могу» как основы взаимодействия с воспитателем. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над») разработка занятий, развивающих потребность в приобретении знаний.
Воспитатель в школе – интернате должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска. Основными направлениями коррекционно-развивающей среды должны стать:
- разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий.
- создание психолого-педагогичекого обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учетом его личностных особенностей, его склонностей и способностей.
- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации.
В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвитие» личности, самопознание и т.д., когда речь идет о воспитании как о процессе. Применительно к школе – интернату этот тезис несколько модифицируется, так как невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений тоже недоступно. Необходима профессиональная ориентировка воспитателя. Он должен:
- знать мотивы и ведущие виды деятельности группы;
- учитывать особенности характера и недостатки ребенка;
- знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка;
- постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая воспитаннику реализовать себя. Отсутствие производственной деятельности очень неблагоприятно сказывается на становлении личности воспитанников. Они привыкают к мысли о том, что им все должны. И когда педагоги сетуют на то, что их воспитанники неблагодарны и т.п., пусть постараются проанализировать свою педагогически – организаторскую работу с позиции: был ли включен данный воспитанник в систематическую трудовую работу по преобразованию окружающей действительности: дизайн в быту, шитье и вязание, разведение растений. Ведь это доступно нашим детям. А если начинать такую работу с первых лет, то именно это направление станет мощным преобразующим началом в коррекции дефекта. Наш воспитанник будет востребован, а не просто рассматриваться как объект педагогического воздействия, который нужно тренировать на определенные модели поведения.
Одним из важнейших вопросов организации работы для воспитателя является взаимосвязь с учителями и классным руководителем. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся. Ежедневно воспитательная работа находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. От ежедневной работы воспитателя зависит успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, адаптированность в естественном социальном окружении. Они должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам.
Воспитатель воспитывает своим примером. Только в этом случае возможно настоящее сотрудничество школы – учащихся и семьи.