воспитатель высшей квалификационной категории
Кадырова Гульнара Нильевна
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка»,
ХМАО-Югра
Пояснительная записка
Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями ставится задача не только воспитания ответственного за свое поведение гражданина, но и человека, способного с нравственных позиций самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности ребенка.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе и целом.»
Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой вступает в контакт семья, с целью воспитания и обучения детей. Воспитатели имеют прекрасную возможность в организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений - детей, родителей и педагогов детского сада. Любой родитель является воспитателем и нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания. Для родителей не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей, они хотят знать любые мелочи о своих детях. Зачастую воспитатели видят больше и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят больше времени с детьми и спешат поделиться этим с родителями, похвалить или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия педагогов и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.
Для реализации своего проекта мы решили привлечь родителей (законных представителей), чтобы повысить педагогическую компетентность в воспитании будущих патриотов и достойных граждан своей страны, путем введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа, своей национальности, своей Родины:
- родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса, что вызывает у них более живой интерес к познанию самих себя и детей и как следствие:
- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов детско-родительских отношений;
- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать родителей в развитии гражданско-патриотических понятий в области воспитания;
- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности его развития и воспитания.
Актуальность
Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Работая над проектом, мы решили взять тему гражданско-патриотического воспитания, потому что она относится к числу проблем, поставленных ходом развития человечества.
Для успешной реализации проекта нужно создать педагогические условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников через произведения детской художественной литературы, приобщение к истории нашей Родины, традициям русского народа, традициям людей разных национальностей, живущих в нашем городе, не только в образовательном учреждении, но и дома. Педагогам и родителям (законным представителям) требуется не только знание истории, традиций, обрядов и праздников, но и методика преподнесения знаний детям, особенностей формирования представлений ребенка о своей семье, детском саде, родном городе.
Так возникла необходимость разъяснить родителям (законным представителям), что основой воспитания маленького патриота, является нравственное, познавательное, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания и будет зарождаться фундамент развития личности ребенка, как будущего патриота своей страны.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.
Сроки реализации: с 1 октября 2022 по 30 апреля 2023
Участники проекта: все участники образовательного процесса: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 6 до 8 лет «Б», их родители (законные представители), педагоги ДОУ.
Цель проекта: оптимизация детско-родительских отношений, создание предпосылок гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством сказок, былин, истории русского народа.
Задачи проекта:
- вовлекать родителей совместно с педагогами в деятельность, направленную на развитие у детей гражданско-патриотических ценностей;
- воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно - исследовательскую деятельность;
- воспитывать у детей уважительное отношение к наследию и традициям других народов;
- воспитывать у детей основы патриотизма, уважение к культурному наследию и прошлому России, своей малой родины.
- воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки людей, учить давать оценку своим поступкам и поступкам других;
- помочь детям осознавать себя и чувствовать частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- помочь родителям понять ценность истории своего народа, ее особую роль в воспитании будущего гражданина.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
-умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры, игры народов Севера.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный; срок реализации: сентябрь 2022
Цель: определение целей и задач между педагогами и родителями (законными представителями) по созданию проекта;
II этап - основной; сроки реализации: октябрь 2022 - март 2023
Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
III этап - заключительный; срок реализации: апрель 2023
Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении поставленных задач по гражданско-патриотическому воспитанию детей;
Критерии эффективности:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных педагогических задач, а внутри группы - единство действий всех детей.
Во-вторых, использование приемов, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
В-третьих, под системой гражданского воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему гражданско-патриотического воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Условия реализации данного проекта
- Заинтересованность родителей,регулярность и систематичность работы.
- Непрерывная связь с детьми посредством коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы;
- компетентность педагогов и родителей по теме реализации гражданско-патриотического воспитания дошкольников
I этап - Подготовительный этап
Работа педагога:
- изучение научно-методической литературы по теме гражданско-патриотического воспитания;
- разработка и подборка картотеки игр, заданий, художественной литературы и консультаций для родителей по теме.
Работа с родителями
- анкетирование родителей группы с целью выявления заинтересованности родителей данной темой; насколько родители считают важной
и необходимой тему гражданско-патриотического воспитания в ДОУ; насколько они сами компетентны в данном вопросе.
- включение вопроса о гражданско-патриотическом воспитании детей в повестку родительского собрания вначале года;
- ознакомление с планом работы по патриотическому воспитанию посредством художественной литературы, просмотра исторических фильмов, презентаций приуроченных к различным историческим датам, с реализацией главных задач на учебный год:
1. Прививать дошкольникам любовь к Родине, родному городу, округу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с русскими народными сказками, сказками народов ханты и манси, традициями, обычаями, историческими датами.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, родного города, своей страны.
4.Формировать у детей чувство сострадания, проявление заботы и внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе края, к братьям наших меньшим, ко всему живому.
Анкета для родителей
«Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении»
1.Что вы понимаете под термином «гражданско-патриотическое воспитание»
- воспитание любви к Родине
- воспитание уважения к старшему поколению
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа
- знание истории своей страны
- все выше перечисленное.
2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема патриотического воспитания детей?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить
3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости гражданско- патриотического воспитания ребенка именно в дошкольном возрасте?
- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей;
- мы все больше в этом убеждаемся;
- с этим утверждением мы не согласны.
4. Какую информацию по теме гражданско-патриотического воспитания Вы хотели бы получить?
- о православных праздниках;
- о традициях культуры малочисленных народов Севера (ханты и манси);
- о воспитании детей на примере патриотизма и героизма русского народа.
5. Воспитываете ли Вы у своих детей гражданские чувства? Каким образом?
- подаем пример в семье;
- читаем художественную литературу;
- экскурсии по культурным достопримечательностям;
- смотрим исторические фильмы;
- читаем сказки бабушки Аннэ;
- все выше перечисленное.
6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим;
- достойным гражданином своей страны;
- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку своим поступкам.
7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников?
- да;
- нет.
Спасибо за сотрудничество!
II этап - реализация поставленных задач взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
Перспективный план взаимодействия с участниками проекта:
Октябрь
Работа с детьми
1. Беседа с детьми об истории своего города, своей семьи.
2.Педагогическая диагностика знаний детей о гражданско-патриотическом воспитании.
3. Занятие по теме «Путешествие по России».
4. Беседа «День основания ВМФ»
5. Сюжетно ролевая игра «Мы - будущие моряки»
6. Фото-выставка «Я и мои родные»
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей «Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении»
2.Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм»
3. Консультация «Досуг семьи и роль ребёнка в нём».
4. Привлечение родителей к сбору природного материала.
5.Выставка «Осенняя фантазия».
Ноябрь
Работа с детьми
1.НОД «Мы вместе - значит, мы едины» ко Дню народного единства.
2. Беседа «Любовь к Родине начинается с любви к близким»
3.Сюжетно ролевая игра «Путешествие в прошлое»
4.Праздник «День матери»
Работа с родителями
1.Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций (формирование нравственных ценностей).
2.Консультация «Растим патриота»
3.Памятка «Отношение детей к старшему поколению (бабушки и дедушки) »
4.Выставка работ: «Семейные традиции»Цель: Привлечение родителей к активной практике по возрождению семейных традиций.
Декабрь
Работа с детьми
1. НОД «День неизвестного солдата».
2. Беседа «Кремлевская стена, памятник неизвестному солдату»
3.Тематическая беседа «День рождения ХМАО-Югры»
4.Просмотр презентаций «Югра многоликая» о достопримечательностях округа, памятниках неизвестному солдату в городах России.
5. Беседа «Скоро, скоро Новый год». Откуда пришла традиция ставить новогоднюю елку.
Работа с родителями
1. Папка-передвижка «Мой край родной - моя Югра».
2.День открытых дверей. «Расскажи детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили»
3.Совместная работа с детьми: Изготовление макета мемориала из любого материала, на выбор.
4. Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки».
5.Югра встречает Новый год. Изготовление новогодней игрушки.
Январь
Работа с детьми
1.Беседа «Рождество к нам в дом спешит»
2.Колядки. Чтение и разучивание стихотворения «Святки» В. Берестов.
3.Просмотр презентаций «День снятия блокады Ленинграда»
4.Выставка рисунков «Блокадный хлеб»
Работа с родителями
1.Тематические выставки: «Дидактические игры по безопасности дорожного движения»
2. Привлечь родителей к знанию не только веселых праздников, но и трагических дат, связанные с нашим народом, с историей нашей страны. Домашнее задание: нарисовать с ребенком рисунок для выставки «порция хлеба, которую выдавали во время блокады ленинградцам»
3. Папка-ширма «Декоративные промыслы народов Севера»
Февраль
Работа с детьми
1. Беседа «Праздники февраля»
2.Занятие по теме «День защитника отечества» изготовление подарка для папы.
3. Просмотр презентации «Русские богатыри»
4.Совместное спортивное развлечение «Мой папа самый сильный»
5. Беседа о произведениях П.И.Чайковского
Работа с родителями
1.Домашнее задание - ребенок должен знать имя папы и профессию, знать в каких родах войск он служил. Принести фотографию для коллажа, если папа служил в армии.
2.Совместный просмотр фильма «Офицеры»
3. Беседа «Есть такая профессия, Родину защищать»
4. Консультация «Папы всякие нужны, папы всякие важны».
Март
Работа с детьми
1.Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»,
«Первая женщина космонавт»
2.Просмотр презентации «День рождение родного города».
3.Чтение и обсуждение рассказа В.А.Осеева «Сыновья».
3.Занятие по теме «Чтение рассказа В.Ю.Драгунского «Рыцари» пересказ.
4. Открытое занятие «Что мы знаем о бережливости»
5.Выпуск поздравительной газеты «8 марта»
Работа с родителями
1. Консультация «Женщины России»
2.Совместная работа пап и детей в изготовлении подарка для любимой мамочки.
3. Познакомить родителей с различными видами речевых игр; совместно с родителями познакомить детей с некоторыми фактами из жизни русских знаменитостей, формировать у детей знания о разных женских профессиях, воспитывать уважение к членам своей семьи, к женщинам в целом к их труду; воспитывать стремление помогать взрослым.
4.Домашнее задание - сочинить сказку, про свою семью.
Апрель
Работа с детьми
1. Беседа «1 апреля - день смеха». История праздника.
2. Беседа «Вороний день»
3. Рассказ «Первый полет в космос. Юрий Гагарин»
4. НОД «Рисуем космос»
5. Просмотр презентации «День космонавтики»
Работа с родителями
1.Консультации «День воинской славы России» «День вороны» «День земли» «День пожарной охраны»
2. Подвести родителей к частым беседам со своими детьми на различные исторические темы не только о России, но не забывать и о родном крае.
3. Совместная работа с детьми по изготовлению кормушек «Ко Дню вороны», который отмечают коренные малочисленные народы Севера ханты и манси.
4. Экскурсия в городской краеведческий музей имени Шуваева Цель: приобщение к культуре и истории русского быта.
5. Библиотека выходного дня. Чтение сказок бабушки Аннэ
Май
1. Итоговое родительское собрание. Презентация проекта. Круглый стол.
Цель: подведение итогов, обсуждение проекта, все ли остались довольны результатами, что могут предложить сами для совместной деятельности по вопросу воспитания будущего поколения.
Консультативные и информационные методы работы
Методы и формы косвенной работы с родителями.
Название
Консультации для родителей
- «Воспитываем маленького патриота»
- «Знаю ли я свою малую родину?»
- «Игры, направленные на развитие нравственных ценностей дошкольников»
- «Художественная литература для чтения дома».
- «Учим сами рассказывать и придумывать истории»
Стенгазета «Исторические даты в жизни нашей группы»
Рисунки, поделки, игры и задания к празднику или мероприятию, позволяющие родителям прослеживать работу по теме и поддерживать и закреплять ее дома.
Буклеты и памятки для родителей
«Литература для родителей и детей по гражданско-патриотическому воспитанию»
«Пришли мне друга верного»
«Истории в стихах»
«Учим пословицы и стихи о родине, добре и зле»
«Учимся, играя»
Презентации для родителей
«Игра как средство нравственного воспитания дошкольников»
«Сказки и традиции народов севера»
Фото отчеты о мероприятиях
Фотовыставка «90 лет Югре» Дипломы победителей викторины «Мой край родной -моя Югра»
Фотовыставка чтецов «Джалиловские чтения»
Фото коллаж «Семейный праздник - новый год» «Памятник неизвестному солдату»
Фотовыставка «Человек и космос»
Фотовыставка «Мой папа- богатырь»
Выставка «Лучшая кормушка»
Третий этап работы: подведение итогов.
1.Совместное мероприятие «Родительское собрание. Круглый стол»
Цель: побудить родителей и детей к дальнейшей деятельности, вспомнить наиболее понравившиеся мероприятия, проанализировать уровень и объем полученных в ходе работы знаний, как родителей, так и детей.
2. Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности проведенной работой, необходимости дальнейшей работы по гражданско-патриотическому воспитанию, или внести свои предложения.
3. Анализ результатов образовательного процесса строится на основе анкетирования родительской общественности:
Анкета «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе гражданско-патриотического воспитания»
1. Считаете ли Вы актуальными вопросы гражданско-патриотического воспитания дошкольников?
- да;
- нет;
- затрудняюсь.
2. Удовлетворены ли Вы совместной работой, или считаете необходимым продолжать дальнейшую работу?
- да;
- частично;
- не удовлетворен.
3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий положительными впечатлениями?
- да, всегда;
- иногда;
- нет.
4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка литературу, о которой узнали на совместных встречах?
- часто;
- иногда;
- нет.
5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к воспитателям?
- да;
- нет;
- в крайних случаях.
6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?
- участвую постоянно;
- участвовал 1-2 раза;
- не принимаю участия.
7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной и насыщенной информационно?
- совместные встречи;
- консультация;
- открытые мероприятия;
- памятки и брошюры.
8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости гражданско-патриотического воспитания у дошкольников с начала года?
- да;
- нет.
Ваши предложения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Заключение
Наш проект - начальная ступень в формировании не только моральных ценностей, но и патриотических чувств у дошкольников, а для родителей прекрасная возможность научиться взаимодействовать со своим ребенком, понимать его взгляды на мир, помогать формироваться важным социально-нравственным основам личности будущего гражданина.
Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране
и великому народу.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом
и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.
Таким образом, в дальнейшем можно запланировать организацию совместного с родителями проекта «Сила - в единстве» по изучению многонациональности родного края, людях, профессиях которые востребованы в нашем крае, помогающий, в доступной для детей форме рассказать о самобытности и истории Севера. Наша дальнейшая задача - укреплять тот фундамент, на котором у детей будет, развиваться и расти чувство любви к своей малой Родине и к Отчизне в целом.