Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

СОВРЕМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кудинова Елена Константиновна
воспитатель
МБДОУ д/с № 282 г. о. Самара

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста. От того, как ребенок освоит грамоту и чтение, зависит его успешность в школе.

Подготовка детей к обучению грамоте и чтению должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому. Введение ребенка в языковую действительность в момент, когда у него особенно обострено «языковое чутьё», является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.

Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо, сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Случается, что маленький ребенок самостоятельно, без целенаправленного обучения со стороны взрослого, уже в четыре - пять лет начинает читать. Правда, в наши дни это явление стало вовсе редкостью. Некоторые родители относят успех на счет той развивающей среды, в которой живет ребенок; другие, напротив, полагают такое раннее обращение малыша к книге делом генетической предрасположенности, проявление личного склада ума и способностей. И те и другие по-своему правы: действительно, в доме, где нет книг, и никто не читает, вряд ли появится юный читатель. С другой стороны, во множестве семей, где взрослые в буквальном смысле не выпускают книги из рук, у детей возникают те же проблемы с обучением чтению, что и в умеренно или даже мало читающей семье. Случается, что в одной и той же семье есть дети с небольшой разницей в возрасте, один из которых легко и «самопроизвольно» овладевает чтением еще в дошкольном возрасте, а другой мучается с ним в школе.

Существенным является и то, что, если даже современный малыш самостоятельно или с помощью взрослых «зачитал» к пяти-шести годам, он практически никогда не делается потребителем художественной литературы. Успешно обученный читать ребенок совершенно не склонен пользоваться своим умением. Он любит, кода ему читают вслух, с удовольствием рассматривает книги. Оказывается, что чтение для него ценно само по себе, как самодостаточный процесс.

Как же вести себя взрослому, чтобы не спугнуть этот интерес, не погасить его, а, напротив, способствовать его развитию в нужном направлении?

Конечно, если мы не хотим отбить желание узнавать новое, то маленького ребёнка не посадим за парту, не дадим ему рабочие тетради, и не скажем «Давай заниматься!» А включим воображение и фантазию и будем играть.

Ведь, мы знаем, что основной вид деятельности дошкольника — это игра.

Для начала познакомим детей с буквами, но будем произносить как звуки, не «БЭ», а «Б», придумаем сказку, что все буквы превратились в капельки.

«Давай соберем в ладошку!» Согласные буквы произносим коротко- капелька короткая, а гласные протягиваем – капелька длинная.

Для детей все буквы, как китайские иероглифы, поэтому, чтобы запомнить графическое изображение буквы нужно приложить некоторые усилие. Букву можно раскрасить, слепить из пластилина, выложить из бусин, собрать букву из счетных палочек.

«Рыбалка-буквы»

Можно приобрести магнитные буквы и удочки. «Лови букву - рыбку! Какая эта буква? Придумай слово на эту букву!»

«Волшебный мешочек»

Сложить все буквы в мешочек и нарисовать два мешочка - красный и чёрный, ребёнок достает букву, называет, придумывает слово. «Гласную букву положи в красный мешок, а согласную в чёрный».

«Пчёлка»

Если у ребенка возникли трудности с запоминанием букв, то подключаем игровые упражнения с движением. На полу разложить буквы и сказать, что пчёлка будет летать с одной буквы - цветка на другой. «Пчёлка кружится и летает, летает и прилетела на цветок «М», посидела и полетела на цветок «Н». Если ребёнок продолжает путать буквы, подключаем ассоциации.

Например, на цветочке «Н» пчёлка поёт песенку «на-на-на»

Далее переходим на чтение слогов, предлагаем покатать буквы на лодочке (машинке, самолете)

Для успешного освоения навыка чтения, необходимо развивать фонематический слух. Правильно ли ребёнок произносит и воспринимает все фонемы родного языка.

Здесь поможет задание «Составь слово по первым буквам на картинках»

Отличное упражнение для развития фонематического слуха, памяти и внимания – это скороговорки с движением.

«Сашка шапкой, шишку сшиб» (показать на себя, на голову, в сторону вверх и мах рукой)

«У Сашки в кармашке шишки, сушки, да шашки» (показать на себя, на карман, одну ладонь, другую, хлопнуть в ладоши)

Обязательно работаем над развитием образного мышления.

Просим представить картинку и описать «Мама готовит ужин», «На лугу корова».

Для такой игры не надо специального места и время, можно играть по дороге в детский сад и описывать различные картинки. Сначала у ребёнка будут односложные и простые варианты, но постепенно его фантазия разыграется, ведь взрослый будет направлять и предлагать наводящие вопросы.

Не забываем о формировании и обогащении словарного запаса малыша.

«Опиши предмет, а мы угадаем»

На первоначальном этапе с опорой на картинки, затем сказать ребенку слово на ухо, он описывает, а другие члены семьи угадывают.

Ребенок освоил первые слова и фразы, тогда необходимо поработать над пониманием прочитанного.

Игра «Кто Я?»

На голову закрепить резиновый ободок и карточку со словом. Надо прочитать слово, понять его, а затем задавать правильные вопросы.

Игра «Да-нет»

Две карточки со словами «да», «нет» и карточки с фразами, где написаны верные утверждения и неверные.

Ребёнок читает, и отвечает, бывает или не бывает, так, как написано.

В заключении хочу сказать, что очень важно, чтобы наши дети получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.