Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Соловьева Н.А. УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

Библиографическое описание:
Соловьева Н.А. Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Все профессии важны» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: создание проекта

Цель урока – расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей.

Задачи:

- уточнение и обогащение знаний о профессиях;

- воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда;

- развитие познавательного интереса, умения выделять существенные и несущественные признаки объекта, умения сравнивать, обобщать;

- развитие речи учащихся, умения делать выводы на основе полученной информации.

Основные термины и понятия: профессия.

Планируемые результаты:

Предметные: знать профессии, уметь соотносить профессии с рисунками, инструментами, качествами

Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Учебно-методическое обеспечение:

· для учителя: иллюстрации с изображе нием людей разных профессий;

· карточки «Узнай про фессию» разного цвета, бумажные звездочки, рисунки инструментов, относящиеся к разным профессиям рисунки с профессией, заготовки для создания кластера и практической части задания, книги

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинаем наш урок.

Настроенье каково?

Во!

II. Мотивация к учебной деятельности

- Отгадайте загадки и узнаете тему урока

Дайте этому продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда. (Повар)

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

И, конечно, непременно

Подстрижёт вас современно. (Парикмахер)

Охранять границу - важно!

И его туда зовут.

С верным псом они отважно

Службу РОДИНЕ несут. (Пограничник)

Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Он, туда поедет срочно.

Он погасит, - это точно. (Пожарный)

III. Постановка темы и целей урока.

-Как можно назвать одним словом слова- отгадки? (профессии)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

(О профессиях.)

-А что такое профессия? Обратимся к толковому словарю.

Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность

- Сегодня на уроке мы побываем в мире профессий

-Какие цели поставим перед собой?

(-Узнать какие бывают профессии

-Узнать какими инструментами пользуются люди разных профессий

-Узнать какие качества должны быть у людей разных профессий

-Узнать какая профессия самая важная)

IV. Работа по теме урока. Создание проекта.

Сейчас вы будете работать по группам. У каждой группы своя профессия и задание, связанное с ней.

Создание кластера

1.«Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда»

(Выбирают и вклеивают рисунок со своей профессией)

2.Отметьте качества, необходимые человеку данной профессии

3. Практическая часть «Попробуй себя в роли…человека данной профессии»

1группа

Повар (аккуратный, старательный, выносливый, внимательный, творческая фантазия, вкус, ловкость рук, ответственный, неряшливый, ленивый, невнимательный)

Задание – оформить фруктовый десерт

2 группа

Садовник (любит растения, эстетический вкус, выносливость, внимательность, наблюдательность, ленивый, невнимательный, безответственный)

Задание- пересадить цветок

3 группа

Строитель (выносливый, ответственный, точность, внимательный, терпение, аккуратный, ленивый, невнимательный, безответственный)

Задание – построить детскую площадку

4 группа

Художник (творчество, фантазия, воображение, наблюдательность, терпение, лень, злость, торопливость)

Задание – раскрасить рисунок

5 группа

Плотник- (выносливый, внимательный, аккуратный, терпеливый, старательный, сильный, ленивый, неряшливый, невнимательный)

Задание – построить скворечник из деревянных деталей

V. Защита проекта

-Какую профессию представляют?

-Чем она важна?

-Какие качества нужны для людей этой профессии?

VI. Итог урока.

-О каких профессиях вы сегодня узнали?

-Какая профессия самая важная, самая нужная?

(все профессии важны, все профессии нужны)

-Почему вы так решили? (потому, что они приносят пользу)

Стихи рассказывают подготовленные ученики

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны.

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

- Представители различных профессий занимаются разными делами:

умственным трудом - учёные, политики, бухгалтеры, программисты – изучают новое, открывают ранее неизвестное, создают законы;

физическим трудом – водители, пекари, строители, фермеры – водят машины, пекут хлеб, шьют одежду; работают с другими людьми – врачи, учителя, продавцы. Есть люди таких профессий, которые всегда приходят другим на помощь – милиционеры, пожарные и спасатели.

Военные защищают нашу Родину, а спортсмены – спортивную честь нашей страны. Когда вы подрастёте, каждый из вас станет приносить пользу людям, будет заниматься каким-то важным делом. Все работы хороши и важны, выбирай на вкус!

VII. Рефлексия.

Профессий много в мире есть

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай-

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

-Каждый из вас тоже мечтает кем –то стать.

-Напишите о чем вы мечтаете на звёздочке и подпишите имя на другой стороне. Прикрепите её на наше звёздное небо. Говорят, что падающая звезда исполняет мечты. Надеюсь, что ваша мечта тоже сбудется.

Работа с выставкой книг

- Больше узнать о разных профессиях вам помогут книги. На выставке книг - только некоторые из них. Взять эти книги вы можете в школьной библиотеке. (Все работы хороши: стихи и рассказы.

Маяковский В. В. Кем быть.

Навроцкий А.Г. О кузнецах и кузницах. Рассказы.

Русанов А.В. Хочу быть токарем. Для детей младшего школьного возраста.)

- В одной из этих книг вы сможете прочесть стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла». Читает учитель или читающие дети.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской-

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блузка рабочего – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и плугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак!

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята!

Беседа по содержанию стихотворения

- На уроке мы говорили, что у каждой профессии есть название, определённые действия, орудия труда. А из этого стихотворения что узнали? (У каждого дела есть свой запах.)

- Чем пахнет в булочной? Почему?

- Почему куртка шофёра пахнет бензином?

- Кто ничем не пахнет? Кто такой бездельник?

- К этому стихотворению отлично подходит пословица: Маленькое дело лучше большого безделья. Сделайте вывод, каким должен быть человек?

- Как каждый ребёнок и взрослый должен относиться к чужому труду? Мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд.

VIII. Домашнее задание

Подготовьте рассказ о профессии своих родителей, близких; или своей будущей профессии.