учитель-логопед
МАОУСОШ № 8, СП ул. Тахирова д. 15, г. Старая Русса
"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
А умелые руки снова способствуют развитию мозга”
Иван Петрович Павлов
В последнее время все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в освоении речи, появляются поздноговорящие дети. Количество таких детей увеличивается из года в год.
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Речь ребёнка и ее развитие тесно связано с развитием мелкой моторики, потому что около одной третьей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная недалеко от речевой зоны.
И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.
Действия с предметами оказывают большое влияние на развитие функции мозга ребёнка. В овладении движениями рук большую роль играет подражание.
Важна роль развития кисти руки для формирования речевых зон в коре больших полушарий, так как именно кисть имеет наибольшую зону в коре головного мозга.
Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае подчеркивали важность ручных действий на развитие мозга. По мнению специалистов игры с участием рук и пальцев (типа «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Отечественные физиологи и их исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать одни пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Каждый педагог хотя бы один раз имел возможность столкнуться с невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют «нелепыми». Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.
Правополушарный тип. Правое полушарие доминирует у старших дошкольников и у первоклассников в начале учебного года. Оно оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте.
Левополушарный тип. Левое полушарие становится ведущим в конце первого года обучения в школе. Оно оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект.
Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления.
Поэтому считаю целесообразно включать в свою работу нейропсихологические игры, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Упражнения с детьми младшего возраста необходимо выполнять 3-5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем – другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими, достаточной точности.
Примеры некоторых нейропсихологических игр и упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:
1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- Двуручное рисование.
- Межполушарная доска.
2. Кинезиологические упражнения
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
«Ухо-нос»
«Класс-заяц»
«Капитан- хорошо»
«Поймай мяч»
Данные игры улучшают работу правого и левого полушария, обеспечивают и укрепляют взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается, а также поддерживается положительный эмоциональный настрой, стойко удерживается интерес детей к коррекционному процессу.